№ 07 (3737) 20.02.2019

«АКТЕРОМ БЫТЬ НЕ СОБИРАЛСЯ»

Владимир Аллахвердов ответил на вопросы «СГВ»

На днях свой 80-летний юбилей отметил один из самых любимых публикой актер Ставропольского академического театра драмы им. Лермонтова, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов. Человек уникальный во всех отношениях: 60 лет он отдал ставропольской сцене и 30 лет находится на посту председателя регионального отделения Союза театральных деятелей России. За годы актерской карьеры Аллахвердов воплотил сотни ролей, пережил шестерых директоров театра, работал с десятками именитых режиссеров. Многие ставропольские театралы, которым сейчас далеко за 60, еще студентами приходили посмотреть на молодого, яркого, харизматичного артиста. Каждый его выход на сцену — праздник для истинного театрала.

О том, как начиналась его театральная карьера, о своей семье и коллегах, с которыми ему приходилось работать, Владимир Аллахвердов рассказал в интервью корреспонденту «СГВ».

Несостоявшийся аграрий

— Актером я быть не собирался, сразу после окончания школы поступил в Ставропольский аграрный университет — тогда он назывался сельскохозяйственным институтом — на механический факультет. Поскольку край у нас аграрный, думал, если освою сельскохозяйственную профессию – в жизни никогда не пропаду, но проучился я там буквально один семестр, сдал экзамены, зачеты и …заболел. Я с детства играл на скрипке, а в сельхозинституте тогда был прекрасный эстрадный оркестр, и я сразу же втиснулся в его состав. Руководил оркестром в то время великолепный музыкант Анатолий Швачко. Я был там скрипачом, и мы, студенты-музыканты, очень часто давали концерты. Зима, холод, одеты были легко, вот я и получил воспаление легких. Слег и остался дома. Когда валялся с температурой в кровати, в местной газете увидел объявление о наборе в театральную студию при Ставропольском драмтеатре. Думаю: дай попробую. Пришел — и вот задержался здесь на 60 лет… А аграрный вуз бросил.

Ошибка на мемориале

— Ваши родители имели отношение к театральному делу?

— Нет, никакого. Папа у меня был мастер на все руки. Он был и столяром, и слесарем, и кровельщиком, и стекольщиком, работал одно время в духовной семинарии, занимался там ремонтом. Помню, как однажды я принес ему туда еду, а один архиерей, увидев меня, сказал отцу: «Твой сын такой статный, давай его к нам в семинарию, мы из него католикоса Армении сделаем». Отец ответил: «Нет, вы что – он же комсомолец!» В общем, католикоса из меня тоже не получилось.

Я был самым младшим ребенком в семье, папа работал, содержал семью, а мама следила за домом – растила детей. У меня было два брата и сестра. Братья оба погибли на фронте. Имя старшего брата высечено на ставропольском мемориале на Комсомольской горке, его звали Бениамин Мнацаканович Аллахвердов, а те, кто вписывал его имя, ошиблись и написали Вениамин, то есть мои инициалы — В. М. Аллахвердов. Вот иногда хожу туда, смотрю, ребятам показываю надпись, вот, дескать, уже и похоронить успели – и смех и грех.

А второй брат — Шамо — был очень талантливым скрипачом и даже переписывался с великим советским музыкантом Давидом Ойстрахом. Я потом, после его гибели, дома находил письма от Ойстраха. Шамо окончил с отличием музыкальную школу в Ставрополе, а потом поступил в музучилище. Он был фанатом скрипки! Шамо должен был поступать в консерваторию, а его отправляют на шестимесячные курсы лейтенантов и потом сразу на войну. Он погиб в боях за Кавказ и похоронен в братской могиле в Ингушетии. В общем, история его жизни очень печальная. Сестра моя тоже умерла.

Мама рожала меня дома – она стеснялась своего зрелого возраста, в то время считалось — рожать женщинам за 40 неприлично … Мать хотела меня отдать подруге, у которой не было детей, но сестра и братья мои восстали – не отдавай! И какая-то старушка тоже ей сказала: «Оставь младшего сына… Может, в жизни случится так, что он станет твоим единственным кормильцем». Эти слова оказались пророческими – за родителями до самой их смерти ухаживал только я.

Девчонки писали письма

— Помните свою первую роль?

— Конечно. Спектакль назывался «Зимняя сказка», я играл в нем оболтуса Женьку, еще будучи студентом-студийцем. В то время, когда я поступал, главным режиссером Ставропольского драмтеатра был актёр, режиссёр и педагог, народный артист РСФСР Георгий Адольфович Георгиевский. Он входил в то время в число лучших театральных режиссеров страны и поставил у нас «Американскую трагедию» Драйзера, «Последнюю остановку» Ремарка, «Ивана Рыбакова» и другие блестящие спектакли. Мне посчастливилось в жизни работать с блистательными режиссерами. Большая роль была в постановке «Опасный возраст», я играл стилягу Майкла, а также роль Карпова в «Коллегах». Ой, этот спектакль шел на ура! Девчонки мне письма писали, ждали на служебном входе.

— Приятно было быть популярным?

— С одной стороны, было приятно, с другой – напрягало: я рано женился, и все девичьи ухаживания и внимание ко мне были напрасными. Моя первая супруга была из Тулы, очень талантливая актриса, сейчас ее уже нет в живых. Мы вместе много играли в спектаклях, прожили с ней 24 года. Сейчас я счастлив во втором браке.

«Мы объездили всю страну»

— Кто из театральных партнеров вам запомнился?

— У нас работали очень хорошие артисты, Ставропольскому театру везло на талантливых актеров. Когда- то у нас работал Николай Иванович Семенов, он играл Арбенина в «Маскараде». Это был гений в профессии! Он так играл Арбенина, что зрители плакали, когда он играл в финале сцену сумасшествия… Более того, наши актеры приходили специально посмотреть, как он играет! Был еще Владимир Косов, он сыграл всего две роли в нашем театре, но зрители его запомнили надолго. Запомнились и талантливые режиссеры, работавшие здесь: Рафаил Рахлин, Борис Малкин, Валентин Ткач, Михаил Морейдо. Раньше наш театр ездил на большие гастроли – мы объездили всю страну — от Баку до Мурманска… Интересное было время.

— О чем мечтает сейчас артист Владимир Аллахвердов?

— Как всегда, о новых ролях, достойных, интересных. И пусть они обязательно будут. Нет дороже подарка для настоящего артиста, чем новая, интересная роль и выход на сцену. Буду служить единственному на всю жизнь театру, ведь там меня всегда ждет верный и любимый зритель.

Беседовала Элла ДАВЫДОВА

Фото автора и из личного архива В. Аллахвердова

СПРАВКА

В личном послужном списке Владимира Аллахвердова роли героев спектаклей «Деревья умирают стоя», «Голый король», «Коварство и любовь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Шут Балакирев», «Слишком женатый таксист», «Полет над гнездом кукушки», «Ревизор», «Свидания по средам», «Горе от ума», «Костюмер», «Герой нашего времени» и многие-многие другие.

Наверх