№ 10 (3740) 13.03.2019

ГДЕ ЖЕ МУДРОСТЬ ЖИВЫХ?

Размышления по поводу борьбы с прошлым на Украине

Недавно по телевидению показали сюжет, как во Львове снесли памятник воинам-освободителям – «Монумент славы». Такое решение приняла местная Рада в угоду националистам. Кстати, радикалы давно подбирались к этому памятнику, возведенному в 1970 году. И вот свершилось. А пятью годами раньше подобный монумент был снесен в городе Стрый Львовской области. Я 20 лет жил в Стрые. Мой отец

– офицер Советской армии, служил там с 1956 по 1976 год. Все мое детство и юность прошли в этом замечательном городке, а позже я окончил Львовский университет, русскую филологию. Так что мне есть что сказать по поводу борьбы с прошлым на Украине. Я сам частичка того прошлого.

Плата за ошибки Cоветов?

Когда мы приехали в Стрый в 1956 году, мне было около трех лет. Но я довольно много чего помню. Помню, что на площади Рынок, которая вскоре стала называться площадью Победы, стоял памятник Сталину. 1956-й – это год знаменитого ХХ съезда КПСС, который осудил культ личности Сталина, и после которого по секретному распоряжению стали по всей стране сносить памятники вождю. Так что мы сами подали пример западным украинцам, как в угоду идеологии поправлять историю. Я не являюсь поклонником Сталина, но снос памятников, наверное, не то, с чего надо бы начинать, избавляясь от ошибок прошлого.

Памятник воинам-освободителям появился на месте этого монумента в 1965 году, а еще до Сталина там стояла Матка Боска (Божья Матерь по-польски). Вот такие метаморфозы.

Если мы, русскоговорящие люди, массово приезжавшие на Западную Украину в 50-60-е годы прошлого века, были продуктами советского воспитания, то, конечно, западные украинцы смотрели на все это, как на очередной этап их истории, которая всегда была частью истории кого-то: Польши, потом Австро-Венгрии, потом снова Польши, ну а уж потом Советского Союза. Своей государственности у них никогда не было. Они всегда были под кем-то и научились приспосабливаться. Понятно, что и памятник советским солдатам для доброй половины местного населения не был святыней. Но цветы на День Победы носили. Попробуй не понеси под бдительным оком партии и КГБ!

Но справедливости ради надо сказать, что ничего плохого для западных украинцев советская власть не делала, уж во всяком случае в те годы, когда я там жил. Развивался украинский язык, культура, строились заводы, каких там никогда не было. Я, кстати, об этом писал в «Ставропольских губернских ведомостях». Единственное, где «Совьеты» наломали дров, так это в отношении религии. Довольно религиозное местное население постоянно прессовали, пытаясь отучить праздновать Рождество и Пасху, доводя эту борьбу до абсурда.

Кстати, в военном гарнизоне в скверике стояла стела, которая была поставлена поляками в честь какого-то события их досоциалистической истории. Табличка, правда, была утрачена, но на памятник никто не посягал, хотя идеологически он был явно чуждым элементом. Прекрасный пример терпимости! Мы, пацаны, лазали по нему, но никому и в голову не приходило написать на нем какую-нибудь пакость. Кстати, проходившие мимо офицеры всегда предупреждали нас вести себя достойно. Памятник ведь, хоть и чужой.

А теперь вот рушат памятники советского периода. Наверное, в какой-то мере мы пожинаем то, что сеяли сами – идеологическую нетерпимость, самоуверенность в собственной непогрешимости, но явно нынешние поколения западных украинцев давно переплюнули по идеологической ретивости всех советских идеологов.

Назло москалям

Началась эта вакханалия борьбы с прошлым еще в 90-е. Одной из первых ее жертв стал Михаил Лермонтов. Улицу его имени в центре Львова переименовали в улицу Джохара Дудаева. Иезуитский расчет очевиден. Лермонтов воевал с чеченцами, стало быть, назло москалям надо все с ног на голову поставить. Потом пали Пушкин, Тургенев, другие русские писатели. Поменяли названия улиц, близких к «Монументу Славы» — Гвардейской, Суворова, где находилась военно-политическое училище, особняки командования Прикарпатского военного округа. Но вскоре не стало денег на переделывание табличек и карт. Осталась, например, улица Рылеева, других российских деятелей. Это я видел 11 лет назад. Может, сейчас и до них добрались?

Особо ненавистен нынешним властям и радикалам легендарный советский разведчик Николай Кузнецов. Памятник во Львове ему убрали давно. Покушаются и на его могилу на Холме Славы, где захоронены герои, погибшие при освобождении Львова от фашистов. По большому счету Николай Кузнецов тоже ничего плохого украинцам не сделал. Он служил своей стране, на которую напал враг. Украина тоже тогда была его страной, и бандеровцы, прислуживавшие немцам, были ее врагами, потому Кузнецов боролся и с ними. Кстати, они его и убили, устроив засаду. Я в начале двухтысячных побывал на месте гибели разведчика. Раньше там тоже был памятник, теперь его нет. Но проезжающие автобусы останавливаются, так как от мемориального комплекса остался лишь туалет. Один дядька из местных очень радовался, что теперь здесь «всэ зруйновано» (разрушено). Так радовался, что я невольно подумал: может, его тато сам бандеровцем был? Хоть тогда объяснима такая ненависть.

Стремительное умопомрачение

Памятники советским воинам в Стрые и Львове пытались убрать давно, лет десять назад. Но попытки эти тогда не прошли. Именно украинцы (русские давно там не высовываются) массово были против. Я заходил на неофициальный сайт Стрыя, где как раз проходила дискуссия по памятнику. Мнение людей было примерно таким: пусть этот памятник советской эпохи, которая многим из нас чужда, но это же и наша история. Мы тогда жили, учились, влюблялись, куда ж от этого денешься? Да и немцы, приходившие на Украину, думали не о свободе украинцев от Советов, а как бы себе чего нахапать, и хлопцы-бандеровцы тоже много невинной крови пролили, в том числе и украинской. Так что пусть стоит монумент. Для кого – святыня, для кого – история, из которой, как из песни, слова не выкинешь. Согласитесь, разумно.

Но с 2014 года, с майдана, все стало меняться быстро и радикально. На том же сайте я смотрел запись митинга, на котором решался вопрос отправки подкрепления на майдан в Киев. Какие-то хлопцы объясняли народу, почему надо ехать в Киев и обязательно свалить существующую власть. В противном случае якобы никакой жизни Украине не видать, вместо европейских ценностей – зависимость от Москвы. Гроши есть, заверяли дядьки, надо только ехать. Понятно, откуда гроши. Ничего нового я здесь не услышал. А вот стоявшая на сцене молодежь в вышиванках, дети 10-13 лет, поразили. Они так яростно и страстно кричали: «Слава Украине!», «Героям слава!», что мне стало страшно. Ассоциация с «Гитлер югентом» очевидная. Вот эти, когда вырастут, «всэ зруйнуют», рассуждать и сомневаться не будут. Вот они и подросли. И памятники рухнули. Что следом за памятниками, и кто следующий?

А на Холме Славы недалеко от могилы Кузнецова стоит большая братская могила. На ней написано: «Здесь покоятся русские солдаты, погибшие на полях Первой мировой войны». Мемориал не советский, поставлен самими украинцами, еще до «Советов», то есть предками тех, кто сносит сегодня памятники. Предки были мудрее и благородней.

А чуть ниже Холма Славы расположен еще один мемориальный комплекс — могилы советских воинов, погибших в боях за Львов. Когда-то там было чисто и культурно. В последний мой приезд уже следы запустения во всем, в том числе и на облупившейся стеле со словами Роберта Рождественского: «Посредине планеты в громе туч грозовых смотрят мертвые в небо, веря в мудрость живых!»

Живым мудрости явно не хватает. Помудреют ли, одумаются ли когда-нибудь? Хочется надеяться.

Сергей ИВАЩЕНКО

На снимках: те самые снесенные памятники во Львове и Стрые

Наверх