Я ВРЕМЯ МЕРИЛА ШАГАМИ…
В 95 лет Клара Кирилловна Журавлёва не утратила интереса к жизни. Пишет очерки, стихи, издаёт книги
Клара Кирилловна Журавлева живет на тихой ставропольской улочке с романтическим названием Фигурный проезд. Живет с младшим сыном. Но в свои 95 близких не отягощает заботами о себе. Она абсолютно самостоятельный человек. На мансарду, где у бабушки рабочий кабинет, она поднимается по крутой лестнице, не боясь оступиться. А в кабинете – компьютер, которым она вполне прилично владеет, много книг. Есть и написанные ею. В них она рассказывает о себе и о людях, что встречались на ее жизненном пути.
Прощальный вальс
Клара Кирилловна родилась в станице Челбасской на Кубани в учительской семье.
Отец, Кирилл Александрович, окончил физико-математический факультет Краснодарского пединститута и занимался тем, что открывал школы по станицам и хуторам Каневского района, ими же и заведовал. В одной из таких школ в станице Стародеревянковской училась и Клара.
— Я хорошо помню наш выпускной. Мы танцевали с Толей Колесниковым, с которым я три года сидела за одной партой, прощальный вальс. Мы нравились друг другу, это было первое робкое юношеское чувство. На следующий день Толя упросил моего папу отпустить меня с ним к его дедушке в соседнюю станицу. Мы ехали на поезде ранним утром, на душе было радостно и светло. Днем попали под ливень, и Толя дал мне свою рубашку, чтобы я согрелась. Как же было хорошо! А когда возвращались домой, увидели на станции много народа, люди стояли у репродуктора, ждали важное правительственное сообщение. Вскоре Молотов сообщил, что началась война. На следующий день Толя вместе с другими ребятами из нашего класса отправился на фронт. Он спросил: «Ты будешь меня ждать?» Я сказала: «Да!» – вспоминает Клара Кирилловна.
Толя пропал без вести в 43-м. У нее осталась только фотография, которую он ей прислал, попросив, чтобы она потом передала ее родственникам. Не так давно Клара Кирилловна отыскала его следы. Лейтенант Анатолий Колесников умер в госпитале от ран, похоронен на Украине. А фотографию она передала его родным, у нее осталась только копия.
Война нас била и косила
Папу Клары не взяли на фронт по возрасту. Когда наши войска оставили Ростов и отступали через их станицу, он ушел вместе с ними. Его зачислили телефонистом в одно из подразделений, где он и воевал мужественно. В 1946 году вернулся в ту школу, где и работал до войны.
А Клара была членом дружины, которая охраняла мосты близ станицы, рыла окопы под Ростовом. А потом поступила на ускоренный курс Симферопольского мединститута, который был эвакуирован в Армавир. Но проучилась только год. Немцы наступали, институт эвакуировали в Кзыл Орду.
— Я решила возвращаться домой. Ехали на поезде. Вдруг показался немецкий самолет-разведчик «рама», за ним и бомбардировщик. Одна бомба попала в цель, поезд остановился, один из вагонов загорелся, мы все бросились кто куда. Прятались в неубранные кукурузные поля, в лесополосы. А самолет, снизившись, стал расстреливать людей из пулемета. Многие остались лежать вдоль железной дороги.
В станице Клара пережила немецкую оккупацию. А когда немцы второпях оставили станицу и пришли наши, она стала работать в школе. Сначала военруком, потом преподавала в младших классах.
Многих одноклассников не дождались родные и любимые. Как и Толя Колесников, не пришел с войны Витя Данильченко. В боях за освобождение Севастополя ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. В память о школьных товарищах Клара Кирилловна написала стихотворение «Десятый сорок первого».
От издательства до музея
Вместе с мужем Клара Кирилловна перебралась в Ставрополь, где живет с 1950 года.
Она окончила полиграфический техникум, потом институт. Десять лет проработала корректором в Ставропольском книжном издательстве. Здесь ей посчастливилось издавать книги известных ставропольских писателей, встречаться с такими выдающимися людьми как краевед Владимир Гниловской, писатель Владимир Гнеушев.
— Был в моей жизни еще интересный этап, когда я заведовала тремя кинотеатрами сразу: «Пионер», «Ставрополец» и «Юность». Это была довольно хлопотная работа. Приходилось ездить из одного кинотеатра в другой на такси. Вечные проблемы: то выручка маленькая, то механик напился. Однажды, помню, показал механик две части фильма, а третью не может заправить в аппарат, так как пьян в стельку, пленка размоталась. Что прикажете делать?
С особым теплом Клара Кирилловна вспоминает свою работу на заводе «Электроавтоматика». Она узнала, что там собираются создавать свою типографию. Продукция завода тогда была востребована, ее отправляли в 47 стран мира. Нужны были сопроводительные документы, инструкции и т.п. Она пришла к директору предприятия и сказала: «Можно попробовать, я смогу».
И смогла. За короткий срок появилось и здание типографии, и оборудование. 22 года она руководила этим подразделением завода. А когда вышла на пенсию, ей предложили создать музей Боевой и трудовой славы предприятия.
— Начинала с нуля. Искала в архивах завода документы, фотографии. Сколько же замечательных людей у нас! Я счастлива, что мне довелось соприкоснуться со многими из них, сохранить о них память.
Её бессмертный полк
И сейчас Клара Кирилловна много работает. Она пишет очерки, стихи о людях, с которыми ее свела судьба. Она участвует в различных литературных конкурсах, где не раз становилась лауреатом. Она – член Союза журналистов России, член Российского союза писателей.
В память о нашей встрече она подарила мне один свой сборник, посвященный тем, кто ковал нашу Победу, кто положил свои жизни за Отечество. Листаю эту книжечку, изданную на средства самого автора. Замечательная журналистская работа.
Здесь есть очерки о тех самых десятиклассниках из Стародеревянковской школы, ушедших со школьной скамьи на фронт. Есть и очерк о ее отце Кирилле Александровиче Панасенко. Если эти статьи написаны в основном по воспоминаниям, то другие сделаны чисто по-журналистски. Клара Кирилловна встречалась со своими героями, с их родственниками, использовала документы из семейных архивов.
Есть в этом сборнике и такой очерк: «Бессмертный полк проезда Фигурного». Это рассказ о ее соседях, живущих на тихой улочке, участниках Великой Отечественной войны. Он написан тепло, с большой любовью к уже ушедшим фронтовикам.
«Бегут годы. Не только события, но и люди, свидетели тех событий, уходят в прошлое. Нас, переживших лихие сороковые, становится все меньше и меньше. Память не должна предаться забвению. И хочется не только все это оставить для поколений моей семьи, но и для всех тех, кому дорога Родина – Россия!»
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора