КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ РУДНЕВЫХ
Как в нашем крае зарождалось предпринимательство
Будущий 2017-й год — юбилейный для Ставрополя. Столице края исполнится 240 лет. За прошедшее время сменилось несколько поколений ставропольцев, и каждое из них вносило свою лепту в становление и развитие Града Креста. В дореволюционный период в среде горожан были купеческие династии, семейные кланы деловых, предприимчивых людей, которые заботились не только о приумножении своих капиталов. Они занимались благоустройством города, развитием ремесел, местной промышленности и торговли, широкой благотворительностью, активно участвовали в городской общественной жизни. И их заслуги высоко оценивались современниками.
К таким относилось и семейство Рудневых. Первым, кто обосновался в Ставрополе еще в начале 19 века, был Василий Степанович Руднев. Он построил на углу тогдашних улиц Ярмарочной и Поспеловской небольшой деревянный дом, хозяином которого после его смерти стал его сын Тимофей, родившийся в 1821 году.
Основатель рода
Тимофей Васильевич не только продолжил род Рудневых, но и стал основателем купеческого фамильного рода. Он входил во 2-ю купеческую гильдию (применительно к сегодняшнему времени купеческая гильдия – это сетевой маркетинг. – Авт.). Занимался закупкой и реализацией пользующихся спросом у населения железных, деревянных изделий, дегтя. Тимофей Васильевич был уважаемым человеком в среде горожан, пользовался доверием властей. На протяжении ряда лет избирался в Городовой магистрат (орган городского управления) и Сиротский суд, который ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и других сословий.
Эти сведения я почерпнул из хранящегося в Государственном архиве Ставропольского края «Формулярного (послужного. – Авт.) списка о службе Тимофея Васильевича Руднева», датированного 12 июня 1865 года. Знакомиться с ним было весьма занятно. Из этого документа, к примеру, следовало, что женат он был на «купеческой внучке Евдокии Николаевой Меснянкиной» (Меснянкины – известная купеческая династия, начало которой положил калужский крестьянин Семен Данилович Меснянкин). Евдокия родила Тимофею четырех сыновей и двух дочерей. Причем появлялись дети на свет аккурат через два года: первый сын Федор в 1849 году и далее в 1851–м, 1853-м, 1855-м, 1857-м. Ряд завершили дочери. Первая родилась в 1859-м, а вторая в 1861 году.
Тимофей Васильевич позаботился о том, чтобы его огромная семья жила в просторном домовладении, где «места хватало бы всем». На месте старого отцовского он соорудил новый каменный двухэтажный дом. При нем был большой сад, обширный хозяйственный двор, подсобные помещения. Кстати, дом этот по адресу: улица Горького, 1 (угол Горького и Войтика) сохранился до наших дней. Долгое время в нем располагалось действовавшее на базе завода «Красный металлист» техническое училище № 18. Оно готовило для завода и других предприятий краевого центра токарей, слесарей, высококвалифицированных рабочих других профессий. Кстати, в начале 70-х годов прошлого века автору этих строк довелось трудиться в этом училище заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Помню, я тогда еще заинтересовался, кому принадлежал старинный особняк. «Каким-то капиталистам» — был ответ.
Продолжили дело отца
После смерти Тимофея Васильевича права на особняк перешли к его сыновьям. Двоих из них – Александра и Ивана — следует выделить. Получив коммерческое образование, они не только продолжили дело отца по купеческой линии, но пошли значительно дальше него, оставив свой след в истории Града Креста. Причем, развивая предпринимательскую деятельность, они становились первыми в части того, что действительно нужно было городу, в частности, для его промышленного роста. В 1897 году, как только к Ставрополю была подведена железная дорога, и резко возрос спрос на мельницы, вблизи железнодорожного вокзала, за Михайловским переездом, братья совместно с компаньоном И. Степиным строят первую в губернской столице паровую вальцовую мельницу с суточным помолом до трех тысяч пудов зерна.
Потом уже самостоятельно Иван Тимофеевич создал фирму «И. Т. Руднев» и стал заниматься закупкой и реализацией самой производительной по тем временам и так необходимой для губернии американской и европейской сельскохозяйственной техники. Александр Тимофеевич организовал Техническую контору «А. Т. Руднев», которая, как видно из сохранившейся в архивах рекламы, занималась поставкой, опять же производимых за рубежом, двигателей и дизелей.
Но самым значительным его вкладом в развитие промышленного производства Ставрополя было открытие в 1902 году совместно с известным в то время предпринимателем Адольфом Густавовичем Шмидтом чугунолитейного и механического завода, на базе которого родилось уже в советское время самое мощное в краевом центре промышленное предприятие – станкостроительный завод «Красный металлист». К сожалению, это и другие крупные производства с приходом уже в новой России рыночных отношений стали утрачивать свое значение, переходить на выпуск другой продукции, меняя вывески или переставая вообще действовать. Так случилось и с «Красным металлистом». Предприятие обанкротилось, его имущество было продано, что называется, с молотка. Трудовые биографии многих и многих горожан были связаны с заводом, здесь трудились целые семейные династии. Им особенно было тяжело смириться с мыслью, что их родного «Красного металлиста» не стало…
У огромной территории новый владелец. Разрушены корпуса цехов, другие здания. Что будет на их месте? Как говорится, поживем-увидим.
«Говорящие» снимки
А теперь о фотографиях. У них необычная история. Они из личного архива директора средней школы № 4 Марины Алексеевны Сурковой. Во время встречи с ней неожиданно узнал, что ее муж Владимир Анатольевич Сурков — один из дальних потомков Рудневых. Через несколько дней я уже держал в руках снимки, которым давно за сто лет. На первом – глава семейства Тимофей Васильевич Руднев. На втором — Александр Тимофеевич Руднев. Запечатлен он в возрасте, который, думается, определить нетрудно. Он прожил сравнительно недолгую жизнь, умер 30 января 1910 года в возрасте 55 лет. Этот факт зафиксирован в метрической книге Успенской церкви. И похоронили его со всеми почестями на центральной аллее Успенского кладбища (на нем похоронены также Тимофей Васильевич и Евдокия Николаевна).
До наших дней на могиле Александра Тимофеевича сохранен величественный трехметровый мраморный крест. Почести, отданные младшему Рудневу, были не случайны. Помимо того, что Александр Тимофеевич входил в число успешных деловых людей города, он на протяжении многих лет являлся ктитором (старостой) церкви Успения Пресвятой Богородицы, пользовался большим уважением у прихожан и горожан как щедрый благотворитель и меценат. Входил в попечительские советы учебных заведений, активно проявлял себя в других общественных советах и комиссиях.
И, наконец, на третьем снимке (начала 1908 года) — Иван Тимофеевич Руднев со своим большим семейством: супругой и шестью детьми. Надо сказать, что запечатленная здесь Лидия Васильевна (урожденная Евдокимова) – вторая жена Ивана Тимофеевича. Первая, Елена Митрофановна (в девичестве Попова), умерла в 1894 году от паралича сердца в возрасте 20 лет, через 13 дней после рождения первого и единственного ребенка – дочки Цецилии (на заднем плане, самая высокая и старшая из всех). Рядом с Цецилией стоит Лидия, родившаяся в 1897 году, далее – появившиеся на свет соответственно в 1898 и 1899 годах Зина (сидит на стульчике) и Миля (на полу). Рядом с отцом, как и положено, единственный его наследник – пятилетний Иван. На руках у матери самая маленькая Валерия, которая родилась 22 апреля 1907 года, и ей пока нет и года.
Любопытно, что во всех архивных источниках Иван Руднев указывается с приставкой «2-й»: «Иван Тимофеев Руднев 2-й». В одном из них к этому добавлено: «отставной младший унтер-
офицер», из чего следует, что он успел послужить в армии.
Если вернуться к Александру Тимофеевичу, то надо сказать, что и у него было шестеро детей. Читатели, наверное, обратят внимание на это, конечно же, случайное, но тем не менее занятное совпадение: у отца и двух его сыновей равное число отпрысков — четыре сына и две дочери.
Интересный факт: двоюродные сестры Галина, дочь Александра Тимофеевича, и Лидия, дочь Ивана Тимофеевича, с золотыми медалями окончили Ольгинскую женскую гимназию.
Очень хотелось узнать о том, как сложились судьбы поколений Рудневых, идущих вслед за своими родителями. Увы, удалось обнаружить совсем немного. Жестокие революционные и послереволюционные годы не пощадили и их. Почти все они нашли последний приют далеко от родного Ставрополя. И все же.
Валерия Ивановна (та самая Лера, что на фото на руках у матери) в 50-е годы работала бухгалтером в краевой молодежной газете «Молодой ленинец». Умерла в 1981 году в возрасте 74 лет.
Милица окончила московский Александровский институт, где, кстати, овладела тремя иностранными языками, а затем, уже в советское время, ставропольский мединститут. Трудилась в Противочумном научно-исследовательском институте. Состояла в браке с В. Белявским. Их дочь Лидия в свою очередь вышла замуж за Анатолия Суркова. Сын этой семейной пары Владимир — муж Марины Алексеевны Сурковой. Такая вот длинная родовая цепочка… Скончалась Милица Ивановна в 1982 году.
Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ,
член Союза журналистов России