МЫ ВСЕ В ДУШЕ – АРТИСТЫ
Но не каждому дано блистать на сцене
27 марта – Всемирный день театра, отмечающийся с 1961 года по решению конгресса Международного института театра. В канун праздника всех поклонников Мельпомены и Талии мы решили представить обзор театрального искусства в нашем крае. Скажем сразу, о «больших» государственных театрах – драмы и оперетты – говорить не будем, о них и так много известно, они всегда на виду, да и особых трудностей не испытывают. В отличие от третьего краевого театра – кукол, у которого опять проблемы… Но начнём разговор с рассказа о том, как театр стал в нашем регионе массовым движением.
Много хороших…
На днях были подведены итоги краевого фестиваля-конкурса «Театральный перекрёсток», который проводится раз в два года министерством культуры Ставрополья, краевым Домом народного творчества и региональным отделением Союза театральных деятелей (СТД). Этот конкурс – своего рода срез ситуации в любительском театральном движении. В нынешнем году в фестивале приняли участие 54 коллектива из 22 городов и сёл. Общее число актёров-любителей в возрасте от трех до 70 лет превысило 600 человек.
– Такие рекордные показатели говорят о том, что театр вызывает бурный интерес людей разных поколений и сам фестиваль востребован, – подчеркнула министр культуры Ставрополья Татьяна Лихачёва на церемонии награждения лауреатов. – Приятно осознавать, что в крае, особенно в сельской местности, очень много детских и взрослых театральных коллективов, постоянно создаются новые драмкружки и студии, а их руководители – большие энтузиасты, тонко чувствующие актуальность репертуара.
Жюри фестиваля, как и много лет подряд, возглавил актёр Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, председатель краевого отделения СТД РФ, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов. Подводя итоги двухмесячного просмотра конкурсных спектаклей, он отметил, что уровень мастерства актёров и режиссёров заметно вырос. Но главное, что многие любительские театры улучшили свою материально-техническую базу (костюмы, реквизит, спецэффекты), а это значит, что коллективы маленьких и взрослых артистов активно поддерживаются краевыми и местными властями и различными спонсорами. Поразило жюри и небывалое разнообразие стилей и жанров, особенно наличие множества моноспектаклей.
… и лучшие из них
В самой массовой номинации «Памятные даты 2017 года» было представлено более десятка спектаклей на темы Года экологии, 100-летия революции, юбилеев великих сражений разных эпох. Почти все эти, несомненно, патриотические постановки были отмечены дипломами разных степеней, а главным лауреатом стал народный театр «Гармония» Дворца культуры села Сотниковского Благодарненского района (руководитель – Анна Астахова) за спектакль «Не склонится Родина наша пред вороньём всяческим».
В номинации «Музыкальный спектакль» победила музыкально-театральная студия Пятигорского ТЮЗа (руководитель – Наталья Литвинова). Среди детских лучшим стал народный театр кукол «Буратино» из Левокумского района (руководитель – Светлана Стрельцова) со спектаклем «Чудо-дерево». А среди кукольных спектаклей лучшим назван «Волшебная лампа Аладдина» народного театра кукол «Кроха» из Будённовска. Но была ещё одна номинация для зрителей чуть повзрослее – «Драматический детский спектакль», где победу одержала театральная студия «Облик» из села Красногвардейского (руководитель – Елена Алтырьева) .
Нешуточная борьба развернулась в самой серьёзной номинации за лучший взрослый драматический спектакль. Бронзовые и серебряные медали разобрали несколько коллективов из Левокумского, Новоселицкого, Кировского районов. А первую премию разделили два почти профессиональных и по-доброму конкурирующих между собой коллектива из краевого центра. Это народный театр «МЫ» Северо-Кавказского федерального университета (руководитель – Ирина Баранникова) и студия «Кредо» Ставропольского городского дома культуры (руководитель – заслуженная артистка России Светлана Колганова). Оба представили на суд жюри зарисовки из сельской жизни. «МЫ» – инсценировку тургеневского рассказа «Месяц в деревне», а «Кредо» – комедию современного драматурга Степана Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним». Именно этот искромётный и смешной спектакль и был показан всем участникам церемонии награждения лауреатов фестиваля.
Смех сквозь слёзы
На состоявшемся при подведении итогов краевого фестиваля театрального искусства круглом столе все члены жюри и участники посетовали на то, что форум не смог пройти так, как раньше, когда жюри выезжало на места для просмотра конкурсных спектаклей. На сей раз просмотр проходил виртуально – по видеоверсиям. По словам председателя РО СТД РФ Владимира Аллахвердова, зачастую качество съёмки оставляло желать лучшего. Но даже при хорошем качестве видео нельзя почувствовать все нюансы «живого» выступления. Однако оставим эту накладку (или, скорее, финансовую недостаточность) на совести распорядителей бюджета…
А вот о чём трудно молчать, так это об очередной несправедливости, творящейся вокруг Краевого театра кукол. Этот один из трёх профессиональных театров региона уже не первый десяток лет преследуют неудачи, связанные с «квартирным вопросом». С конца 80‑х у коллектива было своё здание постройки начала ХХ века, приспособленное как раз под зрелища – с большим залом и сценой. В 40‑х – 50‑х там базировались театр оперетты, а потом городской дом пионеров. Но со временем этот памятник архитектуры в самом центре города обветшал и пришёл в полный упадок. Из краевого бюджета не выделяли средств на реконструкцию, хотя на поддержку самого творчества деньги находились. Поэтому наши кукольники буквально «на коленке» создавали прекрасные спектакли и показывали их на разных площадках Ставрополя, активно гастролировали по краю.
Пять лет назад театр переселили во Дворец культуры и спорта, а историческое здание с довольно обширной прилегающей территорией, по слухам, собирались продать под очередной торговый центр. Однако оно так и стоит пустым, разрушаясь само по себе, а у кукольников новая головная боль: ДКиС планомерно повышает арендную плату, которую театру скоро тянуть будет не под силу. Пока активисты СТД только обозначили эту намечающуюся проблему, которая в ближайшее время может стать кричащей.
Внеконкурсные фавориты публики
Таковыми без сомнения можно назвать вышеупомянутые «МЫ» и «Кредо», а также молодёжный театр-студию «Слово» и совершенно новый проект «Театр на Гагарина». Последний, как видно из названия, базируется в ДК им. Ю. А. Гагарина, а его руководитель Тамерлан Коченов за пару лет поставил три спектакля в очень экспериментальном стиле. Они пользуются большой популярностью, особенно среди молодёжи. На них ходят с таким же усердием, как на модные кинопремьеры.
Детище ушедшего из жизни 7 лет назад заслуженного артиста России Владимира Гурьева «Слово» – наоборот, классический театр, о котором поговаривают, что он уже давно «наступает на пятки» театру драмы. Но его нынешний руководитель Евгений Пересыпкин тоже постоянно экспериментирует. И сейчас он готовит очень необычную постановку по бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Её действие перенесено в наше время, где так же, как и два века назад, процветают коррупция и мздоимство. Интересно, что в спектакле будут играть не только актёры студии «Слово», но и известные в регионе медийные личности – журналисты, чиновники, депутаты. Так, персонаж Городничего исполняет председатель краевого отделения Союза журналистов России Василий Балдицын, а Хлестакова – телеведущий «Своего ТВ» Илья Захаров. Премьера ожидается в начале апреля.
Подробнее о проектах «Театра на Гагарина» и премьерах студии «Слово» редакция «СГВ» планирует рассказать в течение весны.
Андрей КОЗЛОВ
Фото автора