ТАЙНЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАДИАЦИИ
Произведения мастеров живописи по-разному влияют на зрителей, так или иначе изменяя их состояние души
Каждый раз, когда прихожу в этот музей, меня удивляет новизна впечатлений. Нет, речь не о картинах, это само собой разумеется. Иногда даже помещение музея воспринимается иначе, выставочные залы меняют свой облик синхронно с экспозицией.
Не побоюсь сказать, что не только свет из окон воздействует на зрительское восприятие, но и сами полотна меняют отношение к свету, а, следовательно, ко всему, что освещено его лучами. Смотришь, и диву даёшься: этот зал, в прошлый раз казавшийся таким большим, на самом деле не так велик, да и потолок какой-то другой. Возможно, подобная способность картин изменять пространство свойственна и другим выставочным залам, но я говорю о том, который стал часто посещать в последнее время – о главном зале Ставропольского краевого музея изобразительных искусств: он меняется от содержания и наполнения экспозиций, а может, от силы впечатлений, произведенных полотнами художников.
На уровне потрясения
Существует легенда, будто Сальвадор Дали, впервые увидев полотно Эль Греко «Погребение графа Оргаса», упал в обморок вроде как от переполнивших его эмоций. Думаю, симуляция чистейшей воды. Грусть и благоговение, охватывающие того, кто видел эту картину, не те эмоции, от которых лишаются чувств. А сам Дали, как мне кажется, в обмороки падал потому, что сознательно водил за нос «ценителей» и «любителей», выдавая свои примитивные плакаты за произведения живописи. Само определение «живопись» подразумевает присутствие жизни и её описание. Описание, пусть сбивчивое и сумбурное, в его работах вроде как есть, а вот жизни, на мой субъективный взгляд, нет. В знаменитом плакате времен Великой Отечественной войны «Ты записался в добровольцы?» её намного больше, чем во всех картинах Дали.
Мне посчастливилось видеть знаменитую картину Эль Греко в Толедо. Что называется, раз увидишь – запомнишь на всю жизнь. В обморок я не упал. Хотя и был впечатлен до глубины души. Что же касается Дали, то после его выходки в медицине появился термин – что-то типа окклюменции, что в магическом искусстве является отражением попыток чтения мыслей.
То, что произведения мастеров живописи влияют на зрителей сильнее и таинственней, чем это нам кажется, парадоксальным образом подтверждают акты вандализма в отношении полотен. Что-то на уровне потрясения происходит в ущербном сознании: больной человек хватает лезвие или склянку с кислотой и бросается на экспонат. Но и здоровые люди испытывают «радиацию» творческой энергии автора, исходящей от полотен. Воздействие той же силы, только результат – совершенно иной. Кто-то просто застынет перед картиной, кто-то, предварительно подав знак фотографу, красиво упадёт на пол: люди-то все разные.
Живые полотна
Картины художника Рябчикова, выставленные в художественном музее Ставрополя (выставка называется «Высокие отношения»), безусловно, из числа тех, что изменяют состояние души зрителя и даже пространство, в которое они помещены. Чего стоит созданный им мир Буратиноидов, существ, столь же наивных, сколь отчаянно, до безумства храбрых. Прекрасные портреты женщин («Красный платок», «Русский платок», «Лилиана»…) поражают удивительной чистотой, изящным благородством и еще чем-то неземным, что либо нам снится, либо видится. Его пейзажи фантастичны. Туман или сумрак делает деревья и дома невесомыми – они то парят в воздухе, то растворяются в розово-сиреневом мареве. А каковы его крылатые люди! Мне подумалось, не выражение ли это детской мечты автора, которая тревожит воображение невозможностью найти ответ на вопрос «Почему люди не летают?!». Натюрморты В. Рябчикова кажутся мне живыми не только потому, что его груши-яблоки хорошо выписаны. Композиция такова, что невольно ты будто становишься свидетелем живого общения неживой природы. Если приглядеться, яблоки на его полотнах выстраиваются в пары, а горлышко бутылки, будто в нежном реверансе, обращено в сторону рядом стоящего кувшинчика.
Рябчиков постреалист, изрядный мастер-живописец, но его картины, вместе с тем, будто писались в присутствии жизненной магии, которая делает фрукты-овощи-цветы, деревья и дома более чем реалистичными – фантастичными.
В самом начале экспозиции выставлена серия портретов Маши, дочери художника. Во мне надолго останется озорной, лукавый взгляд десятилетнего ребёнка и удивление: откуда в глазах девочки эта мудрость и знание жизни, не всегда дающиеся нам даже через непростой многолетний опыт? Я узнал, что никакой мистики и никакого переселения душ здесь нет. Просто девочка с двух лет ездит со своими родителями на сессии и пленэры, где художники работают над живописными полотнами на открытом воздухе, что позволяет передать всё богатство изменения цвета, под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Девочка видит лучшие российские и зарубежные выставки, сама поёт и выступает с концертами. То есть в свои небольшие годы Маша уже видела столько выдающихся людей и разных стран, сколько не всегда и не каждому удаётся увидеть за целую жизнь. В этом, конечно, нет особого чуда. Состоятельные и заботливые родители – явление не такое уж редкое. Но вот взять и запечатлеть портрет души обожаемого ребёнка – это уже не обыденность. Это явление из разряда нерядовых.
Украшением противоположного конца зала является зимний пейзаж с домиками на холме. Ночь, заснеженные крыши, покой… Светящаяся в темноте деревенька, вознесенная изгибом холма к ночным небесам, оставляет в душе ощущение тепла и уюта.
На приступке перед картиной выложены яблоки. Они настолько аппетитные и красивые, что невольно поинтересовался, где делают такие потрясающие муляжи. Спросил и получил ответ, совсем неожиданный: «Яблоки – настоящие». Вот так-так! Большой риск – помещать вещь натуральную среди рукотворных – контраст подчеркнёт несовершенство последних. Но контраста нет. Картина – живая настолько же, насколько живы портреты Маши и красно-зеленые яблоки.
Магия? Радиация? Или просто гармония?..
Али САФАРОВ
Фото Виктора Нестеренко