БИЗНЕС «ДВА В ОДНОМ»
Благотворительность или предпринимательство? И то, и другое. И нуждается в особом отношении
Социальное предпринимательство – это бизнес для и ради человека, ради умножения доброты на планете Земля. Зарождается он только если затронуты душевные струны. Многие приходят к нему через катарсис – очищающее, воспитывающее душу переживание или сопереживание. Человек переживает личную трагедию или его глубоко трогает фильм, книга, фотография, он осознает нечто и не может дальше жить по-старому. Так говорят эксперты, на прошлой неделе принявшие участие в работе IV школы социального предпринимательства, которая в течение трех дней проходила в СКФУ.
Проектировать будущее с учётом тенденций
Социальное предпринимательство, где рабочие места нередко предназначены для людей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в непростых жизненных ситуациях, — это не благотворительность. Это одновременно и решение социальных проблем, и прибыль, бизнес. Кстати, в США именно он формирует 10 процентов ВВП. В России мечтают пока дотянуть хотя бы до 1 процента.
Довольно скоро технический прогресс и автоматизация труда многих лишат работы. Уже сегодня на селе требуется гораздо меньше рабочей силы, чем раньше, благодаря мощной технике. Отчасти это выручает обезлюдевший АПК. Но надо проектировать будущее и бизнес так, чтобы учитывать эти процессы, отметила эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше Будущее» (г. Москва) Анна Брусницина.
А еще в России стремительно стареет население. Доля пожилого населения в разных регионах колеблется от 13 до 32 процентов. Причем многие сограждане «в возрасте» готовы и могут продуктивно трудиться, обладая для этого необходимыми компетенциями. Поэтому так важно создавать проекты, охватывающие эту категорию населения. Довольно велик также процент молодых мам, многодетных женщин, мечтающих о неполном рабочем дне, а еще лучше – об удаленной работе. С развитием Интернета и усилением транспортных коллапсов дистанционная занятость, позволяющая бизнесу экономить на содержании офиса, все более популярна.
Анна Брусницина рассказала об опыте других регионов. Так, в 2008 году художники-декораторы Павел Гаврилов и Лия Виснапу из города Рыбинска Ярославской области начали делать сувениры из войлока. Они продавались «на ура». Тогда супруги собрали вокруг себя многодетных мам, «декретчиц», мам детей-инвалидов, нуждающихся в дополнительном заработке, научили их нехитрой технике и открыли фирму «Веселый войлок». Помог им грант фонда «Наше Будущее». Женщины работают на дому, сырьем их обеспечивает компания. Участие в московской выставке помогло им расширить клиентскую базу. Ее составили московские магазинчики подарков, книжные магазины, сувенирные лавки, магазины цветов, бензозаправочные станции.
Кроме того, в последнее время набирает популярность изготовление функциональных протезов на 3D принтере. Группы энтузиастов успешно моделируют протезы конечностей. А в Ставрополе умельцы ЦМИТ «Вектор», что в Ставропольском аграрном госуниверситете, в 2016 году изготовили имплант для замены раздробленной теменной кости у пострадавшего в ДТП мужчины.
Среди успешных социальных бизнес-проектов также инклюзивные детские сады, производство сенсорных дорожек для малышей с плоскостопием, инва-такси, сообщества здорового образа жизни.
Но для успеха дела предпринимателю на этом поприще важно обладать эмоциональным интеллектом – умением сопереживать, чувствовать и понимать чужие эмоции и потребности. Поэтому социальные проекты, нацеленные на снижение социальных проблем, лучше удаются женщинам, от природы наделенным эмоциональным чутьем, отметила специалист из Москвы.
Поле деятельности
О состоянии социальной сферы и качестве жизни населения Ставрополья рассказала завкафедрой социальных технологий Северо-Кавказского федерального университета Елена Зритнева.
Проводя мониторинг, специалисты интересовались мнением граждан, в частности о доступности социальных учреждений, информированности жителей о социальных услугах, доступности соцуслуг. При этом их получателями оказалась почти половина опрошенных.
Выяснилось, что учреждения социальной значимости: магазины, медицинские учреждения, спортплощадки, храмы культуры, а главное, службы соцзащиты распределены в крае неравномерно, и от многих ставропольчан если и не за тридевять земель, то и не близко.
Удовлетворенность населения края соцуслугами хоть и выросла по сравнению с 2014 годом, но все равно остается невысокой, не достигает даже 50 процентов. Каждый четвертый посетовал на нехватку материальных средств, люди готовы получать поддержку хотя бы в натуральной форме. Каждый десятый нуждается в медико-социальной помощи, в том числе реабилитационной, практически стольким же нужна консультативная поддержка. Есть заметная потребность в юридической и психологической помощи. Почти 5 процентов опрошенных нуждаются, чтобы им помогли с трудоустройством. Небольшая часть нуждается в получении бытовых услуг.
Как известно, одним из весомых показателей социального благополучия является тревожность населения. Согласно данным исследования, главными источниками недовольства жителей края являются состояние медобслуживания, снижение уровня жизни, недоступность многих товаров и услуг, коррупция, произвол чиновников, неуверенность в завтрашнем дне, невозможность планировать свою жизнь. Менее всего ставропольчане озабочены этническими вопросами.
К особенностям социальной сферы Ставрополья специалист отнесла явные различия в уровне доступа к соцуслугам жителей краевой столицы, крупных и малых городов, небольших населенных пунктов. Имеет место также недофинансирование обязательств перед гражданами, которым положены бесплатные социальные услуги. Исследование выявило также недовыполнение своих функций социальной сферой, недостаточность законодательной базы по ряду услуг и порядку их предоставления.
«Люди считают важным повысить оплату труда в социальной сфере и рост профессионализма сотрудников и числа учреждений. А это идет вразрез с процессом оптимизации. Проблемами являются как бедность населения, так и разрушение системы соцподдержки. Люди гораздо большего ждут от государства, чем оно может. Глубинка же не получает и малой доли того, что получают в городах. Поэтому в малых населенных пунктах крайне актуально развитие социального предпринимательства», — подчеркнула Елена Зритнева.
Простор без поддержки
Но одного простора для развития социального предпринимательства на Ставрополье мало.
Опыт социального предпринимательства в Евросоюзе, о котором рассказал профессор факультета социальных наук Университета Любляны (Словения) Радо Бохинк, также убеждает, что без законодательной базы и института господдержки данная передовая технология развиваться не может. По природе финансированиt – это гибридная бизнес-модель, имеющая как рыночные источники – прибыль от продажи товаров и услуг, так и не рыночные – государственное субсидирование, гранты, пожертвования, труд волонтеров.
Барьерами на пути развития социального бизнеса являются низкий уровень признания со стороны политиков, а также отсутствие юридической базы и финансовой поддержки. Кроме того, нет единого механизма измерения и демонстрации воздействия социальных производств на общественное самочувствие. В результате потенциальные инвесторы не видят и не очень понимают значения двухцелевых и гибридных моделей бизнеса. Отметим, что Словения — одна из наиболее передовых стран по развитию социального предпринимательства.
Мерами поддержки, по словам Радо Бохинка, могут стать специальная маркировка товаров и услуг социального бизнеса, повышение информированности общества, развитие инфраструктуры.
Марина ЧЕРНЫШЕВА