№ 50 (3678) 20.12.2017

В ОЖИДАНИИ ДОСТОЙНОЙ ЦЕНЫ

Крестьяне не хотят продавать зерно по бросовой стоимости

Второй год подряд на Ставрополье большой урожай – в закрома засыпано более чем по 9 миллионов тонн зерна. А много зерна – это много денег. И не только хлеборобам, но и бюджетам всех уровней. Во всяком случае так должно быть в идеале. А что в реальной жизни?

Господдержка на словах

Увы, надежды на достойную цену пока не оправдываются. На внутреннем рынке цены на зерно колеблются на относительно невысоком уровне. По словам президента Российского Зернового союза Аркадия Злочевского, по сравнению с прошлым годом они упали на 27 процентов.

Между тем подошли сроки погашения кредитов, которые аграрии брали ещё весной для того, чтобы приобрести минеральные удобрения, горючесмазочные материалы, технику и запасные части. А денег у многих просто нет. Продавать же по бросовой цене зерно – это всё равно что добровольно затянуть на себе удавку.

Не лишне напомнить и о том, что лишь в нынешнем сезоне производителям зерна было предложено воспользоваться 5-процентными кредитами. Крестьяне, конечно, обрадовались. Но как позже выяснилось, радость оказалась преждевременной. Как пояснил Аркадий Злочевский, этими кредитами воспользовались в основном крупные агрохолдинги, непосредственным же производителям зерна они не достались.

К сожалению, так бывает нередко: чем больше аграрии собрали зерна, тем ниже цена на него. А с перепроизводством зерна нынче столкнулись не только ставропольские хлеборобы, но и их коллеги из других регионов страны. Этим воспользовались перекупщики, большинство из которых имеют московскую прописку. Словно сговорившись, они стараются как можно дешевле закупить зерно, чтобы потом как можно дороже продать его на мировом рынке.

Продать излишки помогает экспорт. Как подчеркнул Аркадий Злочевский, экспорт зерна в последние годы вошёл в число приоритетов государственной политики, Правда, пока только на словах. Во всяком случае государственная поддержка никак не коснулась зернового сектора. Производители зерна получают только так называемую погектарную поддержку.

В то же время глава министерства сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв признал, что зерно по прибыли не уступает нефти.

Внутренние цены на зерно продолжают прогибаться под тяжестью рекордного урожая. Экспортные цены держатся на уровне 196-198 долларов за тонну. А у основного российского конкурента на мировом рынке пшеницы, коим сегодня является Франция, экспортные цены находятся в диапазоне 190-192 доллара за тонну. Напомним, что кроме Франции правила игры на мировом рынке зерна диктуют Канада, США и Австралия. Разумеется, все они без особого энтузиазма встретили на этом рынке российские зерновые компании. И это мягко сказано.

Теснота в портах

Активно торгует зерном на мировом рынке и Ставрополье. Партнёрами края стали Азербайджан, Иран, Египет, Объединённые Арабские Эмираты.

Самый удобный способ доставки зерна за границу – через порты юга России. Их два – Новороссийск и Туапсе. Увы, воспользоваться их услугами в полной мере край не может. И совсем не случайно наши южные порты экспортёры зерна называют «бутылочным горлышком», преодолеть которое не так-то просто.

Тем не менее экспортные каналы открыты. И грех этим не воспользоваться. Ставрополье готово предложить заморским купцам не менее 5-ти миллионов тонн зерна. Причём это в основном продовольственная пшеница. По данным министерства сельского хозяйства края, более 90 процентов пшеницы, выращенной в крае, соответствует категории «продовольственная». То есть ставропольская пшеница вновь одна из лучших в стране.

Экспорт зерна идёт с нарастающим потоком. Желающих отправить груз много, а возможностей для этого не хватает. На тесноту в портах жалуются многие. Даже два новых терминала, построенных в Новороссийске и Туапсе, в момент пиковых нагрузок не спасают ситуацию. И это при том, что часть экспортного потока берут на себя порты Азово-Донского бассейна – Ейск, Темрюк, Таганрог, Азов и Ростов.

Конечно, было бы совсем неплохо, если бы у ставропольских аграриев появился свой терминал в одном из портов юга страны. И не обязательно в Новороссийске. Можно в Астрахани. В Европе наше зерно не берут, зато страны Юго-Восточной Азии рады нашему появлению на мировом рынке. К примеру, Азербайджан и страны Средней Азии заметно увеличили ввоз муки из России. И что особенно приятно, одним из основных экспортных регионов России стал Ставропольский край, который в иные годы занимал до 37 процентов общего объёма поставок зерна. И очень важно не опустить планку, сохранить этот результат.

Внимание кукурузе

Аграриев, конечно, пугает ситуация, которая сложилась на зерновом рынке. Хлеба много, а у крестьян вместо радости – тревога. Зерновой рынок будто замер в ожидании. За тонну продовольственной пшеницы трейдеры предлагают не более 7,2 тысячи рублей. В предыдущие годы урожай скупался гораздо энергичнее, а бывало, и на корню. Зерновые компании, которых в крае не один десяток, заняли выжидательную позицию. А если и проявляют интерес к зерну, то дают очень низкую цену. А ведь ставропольская пшеница особенная, её не сравнить с той, которую выращивают во многих других регионах страны. Ставропольскую пшеницу используют в качестве добавки, потому что она улучшает хлебопекарные качества. Поэтому продавать такую пшеницу по бросовой цене нельзя. Цены могут подрасти. По прогнозам аналитиков, в новом году зерно подорожает. Цена превысит 200 долларов за тонну продовольственной пшеницы. Сегодня она держится на отметке 175 долларов.

По мнению аналитиков, аграриям следует уделить больше внимания кукурузе. Почему? Потому что этой культуре особое внимание уделяется на мировом уровне. Её покупают не только на продовольственные цели, но и для производства биоэтанола. И в цене кукуруза догнала пшеницу.

Николай ШЕБАЛКОВ

Фото Виктора Нестеренко

 

Наверх