«НАС УЗНАВАЛИ В ЛИЦО»
Ставропольские арбитры показали высокий класс на чемпионате Европы в Хорватии
На площадках Хорватии завершились баталии чемпионата Европы по гандболу среди мужчин. К сожалению, наша сборная этот спортивный праздник пропустила, неудачно выступив в квалификационном турнире. Тем не менее, без российского представительства на балканских аренах не обошлось – по ходу первенства Старого Света свое мастерство продемонстрировали ставропольские арбитры: Евгений Зотин и Николай Володьков. Вернувшись из командировки, Евгений Зотин рассказал о впечатлениях от поездки, конфузах Евро-2018, дебютных видеоповторах, синих карточках и многом другом.
На самом высшем уровне
— Евгений, сколько матчей вам доверили провести?
— Четыре. Это хороший показатель. Всего было 47 поединков, получалось, что 12 пар арбитров провели по три-четыре встречи. Мы отработали поединки Хорватия – Исландия, Хорватия – Беларусь, Испания – Дания, Македония – Чехия.
— Игры с участием хозяев, хорватов, наверняка стали самыми сложными?
— Все поединки были хорошие, ровные, что неудивительно – на чемпионате Европы слабых команд нет. Этот турнир будет даже посильнее чемпионата мира, поскольку весь цвет гандбола сосредоточен именно в Старом Свете. Все наши матчи закончились с перевесом в один-два мяча одной из сторон, и это ярко свидетельствует о накале борьбы. Что касается матчей с участием хозяев, то это были самые лучшие встречи в эмоциональном плане. Представьте – 14 тысяч зрителей на трибунах в Сплите на матче Хорватия – Исландия, 15 тысяч в Загребе на игре Хорватия – Беларусь! В зале творилось что-то невообразимое. Причем местная публика очень хорошо разбирается в гандболе, по достоинству оценивает нюансы, с удовольствием аплодирует каждому удачному действию не только своих любимцев, но и их соперников. Работать в такой атмосфере – просто сказка! Хорваты в очередной раз поразили, все было на самом высшем уровне. Нация живет гандболом, это чувствуется. Даже судей узнавали в лицо! К нам на улице, в кафе подходили люди, расспрашивали, интересовались какими-то нюансами.
— Много было претензий к вам?
— Конечно, определенное недовольство действиями арбитров всегда было и будет. Но в скандальные ситуации мы не попадали, отзывы по нашей работе были хорошие. Был, правда, курьезный случай. Тренер хорватов в одном из моментов прихватил белорусского игрока, который стоял возле линии. Никто во время матча этого момента не заметил, а вот Европейская федерация, просмотрев видеоповтор, оштрафовала тренера за такую выходку на три тысячи евро – чтобы другим неповадно было.
Красная или синяя карточка
— Кстати, о видеоповторах. Эта система впервые использовалась именно на нынешнем чемпионате Европы. Вам в Хорватии довелось «крутить кино»?
— Трижды. В первый раз вопросы вызвала правильность засчитанного нами гола, однако видеоповтор подтвердил справедливость судейского решения. Во второй раз мы разбирали момент с удалением – белорус ударом с локтя встретил хорвата, и нам необходимо было установить уровень наказания: показывать провинившемуся красную или синюю карточку.
— Синюю?!
— Да, с недавнего времени в гандболе используется ряд нововведений в области наказаний. Красная карточка предполагает удаление провинившегося до конца игры (в России сверху еще добавляется и штраф). А синяя карточка с рапортом, помимо этих санкций, влечет автоматическую дисквалификацию от одного до десяти матчей. Я, правда, в своей практике еще ни разу синюю карточку не давал.
— Осталось рассказать о еще одном, третьем моменте, который вы оценивали с помощью видео.
— Это был самый тревожный момент! В игре Македония – Чехия возникла спорная ситуация в самой концовке. Македонцы забили гол, но мяч пересек линию уже после свистка. В итоге взятие ворот мы отменили, но назначили в ворота чехов семиметровый удар, поскольку защита в этом эпизоде допустила нарушение. Македонцы пенальти не реализовали, и чехи добыли победу. На следующий день судейская коллегия разбирала нашу работу в этой игре по косточкам больше часа. И пришла к выводу, что мы приняли правильные решения.
Лучшая судейская пара
— Тем не менее финал вам не доверили.
— Конечно, всем хочется судить самые большие матчи. Но абсолютно все 12 судейских пар были очень достойные и титулованные. Мы понимали, что решающие встречи отдадут другим арбитрам. Финал судили хозяева – хорваты. Матч за третье место отработала румынская бригада, для которой этот турнир стал последним по возрастным показаниям – коллегам исполняется по 50 лет, и они уходят на покой. Даже датчане, которые судили все последние финалы, в Хорватии провели всего три матча.
— Именно с Чехией российской дружине предстоит грядущим летом поспорить за путевку на чемпионат мира 2019 года. Вы видели эту сборную воочию, какое она произвела впечатление?
— Чехи сотворили маленькую сенсацию, заняв по итогам первенства континента шестое место. Команда хорошая, но ее можно и нужно проходить. А вот чемпионы Европы, испанцы, в нашем матче с датчанами не произвели особого впечатления. Или сильно не хотели раскрываться в преддверии решающих встреч, или не были достаточно мотивированы. Испанцы всегда претендуют на самые высокие места, но первенство континента выиграли впервые. В плэй-офф испанцы, у которых сплав молодости и опыта, показали хороший гандбол.
— Приглашение на чемпионат Европы свидетельствует о том, что лучшая судейская пара в нашей стране сейчас – это Зотин и Володьков.
— На самом деле, есть и другие достойные тандемы. Но получается, что на таком высоком уровне сегодня работаем только мы и женская пара из Санкт-Петербурга: Виктория Алпаидзе и Татьяна Берёзкина. Хотя в целом российское судейство сейчас на неплохом счету: три наших пары имеют международную категорию и три – европейскую.
— Как вы вообще решили стать судьей?
— В 2002 году я завершил игровую карьеру и встал вопрос: что дальше? Тут и подоспело предложение Николая Володькова (который уже работал арбитром) надеть черную судейскую форму. Пробой пера стали детские соревнования в Ставрополе – и с тех пор пошло-поехало. Потом на юношеских соревнованиях в Саратове нас заметил председатель судейской комиссии Геннадий Алексеевич Очеретин. Так я в это дело и втянулся.
Команда вернулась домой
— Но при этом вы еще в качестве директора руководите женской командой «Ставрополье-СКФУ». Как успеваете совмещать должности при таком количестве командировок?
— Мое отсутствие в клубе не сильно заметно, потому что качественно работает главный тренер, начальник команды. К тому же сейчас доступны различные виды связи, пообщаться с коллегами можно в любой момент.
— На днях в жизни «Ставрополья» произошло приятное событие – команда после нескольких лет скитаний по чужим аренам вернулась домой и отныне проводит домашние матчи в краевом центре. Как этого удалось добиться?
— Все, как обычно, произошло случайно. Как-то раз в зале ожидания аэропорта я встретил бывшего соседа, с которым не виделся много лет. Выяснилось, что он сейчас строит спортивные объекты и хочет связаться с кем-то из гандбольного мира, чтобы реализовать новый проект, который будет способствовать развитию краевого спорта. Мы договорились о сотрудничестве очень быстро, поскольку наши желания совпали: мы очень хотели играть в родном городе, а наши партнеры были готовы предоставить для этого необходимые условия. В новом спортзале, который позволяет принимать поединки уровня класса сильнейших, постелено необходимое для гандбола специальное плексигласовое покрытие, обустроены трибуны, рассчитанные на 300 зрителей. Мы оперативно провели необходимую работу, и в итоге Федерация гандбола России разрешила нам проводить в этом зале матчи чемпионата. Таким образом у нас наконец-то появилась возможность выступать перед родными зрителями и привозить в Ставрополь лучшие женские клубы страны.
Леонид МИРОНОВ
Фото автора