НОЧЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю.Лермонтова прошла традиционная акция «Ночь в театре», посвящённая Всемирному дню театра.
Это мероприятие было запланировано ещё на 27 марта, но перенесено в связи с национальным трауром по жертвам трагедии в Кемерово. Но выигранные две недели позволили ещё лучше подготовиться сотрудникам СтАДТ, ведь задействованы были все: администрация, актёры, режиссёры, декораторы, костюмеры, гримёры, служба сцены… В этот вечер любители Мельпомены и Талии могли бесплатно посмотреть комедию Мольера «Одураченный муж». Большую экскурсию по закулисью, гримуборным, кабинетам, рабочим цехам и техническим помещениям провёл для всех желающих почётный деятель искусств Ставрополья, актёр Игорь Барташ и, как потом признался, завёл людей в такие потаённые закоулки огромного здания, о которых сам почти не ведал. А в разных фойе и залах в это время проходили различные мастер-классы: по гриму, костюму, декору, но больше всего народу собрали на своих интерактивных занятиях заслуженная артистка России Светлана Колганова (сценическая речь), заведующая музыкальной частью театра Евгения Сафронова (актёрский вокал) и группа молодых артистов, поделившихся секретами актёрского мастерства. На этих мастер-классах каждый зритель смог вволю выплеснуть свои скрытые таланты.
Самым сюрпризным моментом «Ночи в театре» стала премьера спектакля-концерта «Буржуйские страсти и пролетарский восторг», автором композиции которого является заслуженный артист России Александр Ростов:
– Наверное, впервые в одну компанию собрались гениальные творцы эпохи модерна, декаданса, или как её впоследствии назвали – Серебряный век: Александр Вертинский, Пётр Лещенко, Леонид Утёсов, Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Каждый из них представлен своими главными произведениями, написанными в эпоху разлома – перед революцией и сразу после неё. То есть там, где они выступали не адептами социалистического реализма, а романтиками. Это романтический спектакль о творцах – поэтах, музыкантах, исполнителях, которых очень чувствительно задела надвигающаяся революция, и последствия, произошедшие в их творчестве, связаны с огромными переворотными в сознании многомиллионного народа процессами. Родились они все почти одновременно в 1890-х годах и в жизнь вошли двадцатилетними юношами тоже одновременно. У всех по-разному сложилась судьба: Вертинский и Лещенко стали многолетними эмигрантами (Лещенко вообще не вернулся в Россию), а Утёсов, Маяковский и Есенин были признаны Советской республикой, но прожили непростую, тяжёлую и страстную, талантливую и творческую жизнь. В этом моноспектакле я читаю стихи и отрывки из драм, пою песни и цыганские романсы, объединённые в один поток. Ныряю я в эпоху столетней давности при помощи старых газет, публикации из которых вызывают порой гомерический смех. Глядя сейчас на этот исторический контекст, глуповато и наивно звучит то, чем занимались люди и куда они бросались, почему на Кузнецком мосту вместо шарфов носили удавов, почему раскрашивали зубы в экстравагантный цвет, чтобы как-то выделяться. «Декаданс» в переводе с французского – «упадок», но я думаю, что это не упадок, это рассвет всех творческих сил, потому что внутри бурлила и клокотала неизвестная эпоха, никто не знал, что будет завтра. Как писал Максим Горький, «и сказок о вас не расскажут, и песен о вас не споют». Поэтому каждый хотел выделиться, стремился создать про себя сказку, легенду и прожить её как песню. Вышло всё наоборот – революция и Гражданская война сломали хребет многим творцам, – заключил Александр Ростов.
Его моноспектакль хоть и проходил в небольшом камерном зале, но получился весёлым и подвижным. Представляя образы своих героев, актёр менял пиджаки и шляпы, приглашал из зала красивых дам, надевал на них экстравагантные головные уборы и обращался к ним словно к музам. Создать этот спектакль Ростову помогли его давние друзья и соратники – талантливые музыканты Ставропольской государственной филармонии отец и сын Абрамовы – Андрей (аккордеон) и Александр (скрипка).
Музыкальная феерия продолжилась в большом зале, куда вернулись с разных площадок восторженные зрители. Перед ними выступили с песенными и танцевальными номерами многие артисты СтАДТ. В завершение прошла традиционная зрительская конференция, где поклонники почти до полуночи обсуждали с руководством и труппой текущий репертуар и актуальные творческие проблемы, задавали вопросы актёрам, режиссёрам и директору театра драмы Евгению Луганскому. В кулуарах он отметил, что год от года растёт уровень организации подобных неформальных встреч, потому что это отклик на проявляющийся всё активнее зрительский интерес, а значит, надо устраивать такое близкое общение почаще.
Андрей КОЗЛОВ
Фото автора