И МНОГО ЛЕТ ПРОШЛО С ТЕХ ПОР
Из истории судебной системы Ставрополья
Сегодня после долгого отсутствия на протяжении большей части ХХ столетия целого ряда элементов дореволюционной судебной системы – присяжных заседателей, мировых судей и судебных приставов — идет процесс их возрождения. Мировая юстиция снова вернулась в судебную систему Ставрополья уже в начале XXI века.
Ответ картечью
Как рассказал один из спикеров семинара-совещания — заместитель директора по научной работе Гуманитарного института СКФУ Игорь Зозуля, в конце XVIII – первой половине XIX веков на Ставрополье существовало многообразие судебных институтов. От улусного Зарго на территории проживания калмыцкого населения, Ставропольского, Пятигорского и Кизлярского уездных и земских судов до Ставропольской палаты уголовного и гражданского суда по наиболее важным делам.
Для крепостного населения существовал ещё один суд – суд помещиков, имевших право на личность крепостных. Власть помещиков над крепостными была бесконтрольной, отличалась жестокостью и произволом. Вот один из случаев, произошедший в Ставропольской губернии. Помещик Калантаров систематически разорял крестьян, насиловал их жён и дочерей. Доведённые до отчаяния крепостные люди собрались у церкви и потребовали у губернатора правосудия, а в ответ получили лишь залпы картечи.
Надежды общества на перемены появились только после освобождения крестьян от крепостной зависимости в результате реформы 1861 года. Завершив многолетнее обсуждение новых преобразований в области суда, государь Александр II 20 ноября 1864 года подписал Манифест о введении новых судебных уставов в России. Император прямо указывал, что новый суд должен стать скорым, правым, милостивым и равным для всех подданных Российской империи.
В стране вводились две системы судебных учреждений: коронный и мировой суды. Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом. Мировые суды создавались в уездах и предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
Ко дню рождения императора
Среди принципов пореформенного судопроизводства Игорь Зозуля особо выделил состязательность судебного процесса с участием впервые вводимого в России института адвокатуры. Помимо этого общество получило реальную возможность участвовать в целом ряде уголовных процессов в качестве присяжных заседателей.
Примечательно, что, несмотря на недавнее завершение в 1864 году Кавказской войны, центральная власть отнеслась с одобрением к мнению наместника Кавказского великого князя Михаила Николаевича о необходимости введения новых судебных уставов на Ставрополье для «развития материального и нравственного благосостояния» населения губернии.
Введение пореформенных судов в Ставропольской губернии было приурочено ко дню рождения императора Александра II, как и открытие в своё время новых судебных мест в столичных округах. После торжественного молебна 17 апреля 1868 года губернатор Г. Властов, председатель окружного суда М. Штукин, вице-губернатор и чиновники всех ведомств города Ставрополя отправились в помещение окружного суда, где назначенные на судебные должности приняли присягу. Для приведения к ней из-за различного вероисповедания чиновников судебного ведомства наряду с представителями православного духовенства были приглашены и настоятели католической и армяно-григорианской церквей. Затем М. Штукин объявил Ставропольский окружной суд и местные мировые съезды открытыми. После чего был совершён благодарственный молебен с освящением помещений окружного суда и мировых съездов.
Количественный состав мировых установлений на Ставрополье в то время – не более 10-ти участковых и 11-ти почетных судей. Тем не менее мировые суды за все время их действия с 1868 года до упразднения по закону 1889 года «О земских и участковых начальниках» в период контрреформ Александра III получили заслуженное уважение со стороны местного населения. Именно мировая юстиция решила одну из основных целей судебной реформы – приблизить суд к обществу и сделать разрешение судебных вопросов скорым и доступным. Жителям не надо было по незначительным судебным спорам ехать в губернский центр, а можно было найти доступное и долгожданное правосудие в мировых участках Ставропольского, Пятигорского и Новогригорьевского уездов.
Несмотря на нападки
— Справедливости ради заметим, что еще один столь ожидаемый в обществе институт российского судоустройства и судопроизводства – присяжные заседатели был введен на Ставрополье только в 1906 году. То есть почти через 40 лет после реформы Александра II, — говорит Игорь Зозуля. — Несмотря на нападки на суд присяжных тогда и сейчас, в современной России, присяжные заседатели проявили не только свою состоятельность при решении уголовных дел, но и высокую ответственность. Анализ практической работы присяжных заседателей при Ставропольском окружном суде показал, что процентное соотношение осужденных лиц к оправданным по суду было порою даже выше, чем при рассмотрении дел без участия присяжных заседателей.
Ежегодно растущая нагрузка мировых судей, по мнению историка, свидетельствует о доверии населения к мировой юстиции и стремлении жителей края найти поддержку в решении спорных вопросов в суде.
Завершил свой краткий экскурс в историю развития ставропольской судебной системы в целом и мировой юстиции в частности Игорь Зозуля поэтическими строками некоего юриста начала ХХ века. Не Пушкин, конечно, но, очевидно, среди юристов он считался поэтом.
И много лет прошло с тех пор…
Окрепнул суд, и стал он славен.
Он прав, он милостив, он скор
И для всех подданных он равен.
И тайной суд не окружен.
Изустно он и гласно судит.
Он веру в право и закон,
Он дух порядка в массах будит.
Владимир ФИЛАТОВ