№ 29 (3708) 25.07.2018

КУКЛЫ-ВАЛЯШКИ

Мастерица делает из шерсти замечательных кукол

Ольга Сергеевна Каюкова

Когда мне рассказали, что жительница поселка Солнечнодольск Ольга Каюкова делает из шерсти кукол, я представил, что она их вяжет, а потом надевает готовое вязание на каркас. Но все оказалось совсем по-другому. Ольга Сергеевна ничего не вяжет, не клеит, а просто берет мягкую шерсть и одной иголочкой с засечкой уплотняет ее, придавая получающемуся комочку нужную форму. Такая методика называется сухим валянием или фелтингом. Уже четвертый год она занимается этим делом, находя в нем отдушину от житейской суеты.

А жизнь не баловала

Пока Ольга Сергеевна показывала мне свою уже достаточно большую коллекцию, я стал расспрашивать ее «за жизнь». Это всегда помогает установить контакт с человеком, найти взаимопонимание. А без этого получится разговор о технологиях, которые мало кому интересны.

Семья жила в Узбекской ССР в городе химиков Навои. Там Ольга работала инженером-химиком на комбинате. Тогда в таких моногородах жить было уютно: хорошая инфраструктура, снабжение по первому разряду и интернациональные дружные коллективы на предприятиях. Но грянули 90-е. Пришлось чуть ли не бежать из некогда гостеприимной и хлебосольной республики. Перебрались с родителями на Ставрополье. Сначала жили в станице Рождественской, и Ольга пыталась найти подходящую работу в Ставрополе, Рыздвяном, Изобильном. А потом стала искать уже не подходящую, а любую, лишь бы зацепиться, чтоб иметь кусок хлеба. Дала объявление в газету, что готова досматривать пожилых людей. Так ее пригласила в Солнечнодольск одна бабушка, которая, правда, в уходе не нуждалась, просто скучно было жить самой.

– Мне так понравился этот городок на берегу Новотроицкого водохранилища, что я решила никуда отсюда не уезжать. Но с работой здесь плохо. Кем я только не была: и кастеляншей в детском саду, и продавцом, и страховым агентом. В конце концов, нам удалось с дочкой скопить на небольшую квартирку в бывшем общежитии. С тех пор здесь и живем, по мере сил создаем себе уют и комфорт. Недавно меня сократили в магазине, так как я – пенсионерка, поэтому свободного времени оказалось много, и я стала искать себе занятие для души. Однажды в Интернете увидела собачку, сделанную из шерсти методом сухого валяния. Как живая! Мне тоже захотелось научиться такому ремеслу. Стала смотреть мастер-классы в Интернете и понемногу осваивать премудрости фелтинга. Так увлеклась, что теперь остановиться не могу.

Шерсть да иголочка

Беру в руки ту первую собачку, что сделала Ольга Сергеевна. Мягкая, теплая. Трудно представить, что сделана она с помощью одной иголочки с засечкой.

– Именно так. Покупаю в магазине шерсть для рукоделия, там же продаются и эти иголочки. Начинаю иголкой протыкать шерсть – туда-сюда. Волокна переплетаются, и формируется комочек – сваливается. Ему можно придать любую форму, хоть животного, хоть туловища человека. Глазки, зубки, конечно, из шерсти не делаются, это – пластик или полимерная глина, которые тоже можно купить в магазинах для рукоделия. В Интернете люди выставляют свои творения, есть настоящие шедевры. Я пока так не могу, но совершенствую свои навыки, с каждым разом получается лучше и лучше. Мой уровень можно оценить как средний.

Кот Прохиндей и другие

На полочке десятка два творений солнечнодольской мастерицы. Она, конечно, за три года сделала больше, но многое раздарила друзьям и родственникам. Кое-что и продала. На одну игрушку уходит от нескольких дней до двух месяцев. Все зависит от сложности и размера поделки.

Вот сидит на полке оранжевый кот. Он вальяжно облокотился на сундучок. Морда – прохиндейская. На пузе написано: «Серёга».

– Я много смотрела фотографий животных, как живых, так и игрушечных, чтобы понять, как можно передать выражение их мордочек. С опытом поняла, что главное – это веки и глаза. Придавая векам разную толщину, можно формировать настроение. Если глаза расположить уже или шире, выше или ниже, можно придать эмоции: то ли грусть, то ли радость, то ли лукавство.

Смотрю на шерстяную мышку, которая висит на веревочке. Сразу понимаю, что Ольга Сергеевна научилась придавать своим зверушкам «выражение лица».

– Не та ли это мышка, что в холодильнике повесилась? – пытаюсь пошутить.

– Да, та самая. Мне такую заказал человек с чувством юмора.

И мастерице это чувство присуще. Мышь вроде бы повесилась, но не сильно. Хвостик так скручен хитро, и мордочка набок свернута, словно «повешенная» сама собой любуется.

А вот кошечка с длинной шерсткой – нежная и милая, которую так и хочется погладить. Это вам не наглющий кот Серега! Научилась Ольга Сергеевна наделять своих куколок характером! Это одна из последних работ Ольги Сергеевны и пока одна из любимых.

– Когда работаю, то привязываюсь к своим героям, прямо люблю их. Это большое удовольствие испытывать такие чувства, это, наверное, можно назвать вдохновением. Когда проходит время, начинаю замечать недостатки в своих некогда любимых персонажах. Пару раз пыталась переделать. Но поняла, что лучше уже не получается. Нужно или совсем не трогать, или делать заново. Но это мой личный опыт, у других, наверное, по-другому. Я одну кошечку так переделывала-переделывала, и получилось, как говорят художники, затянутое произведение. Что-то из него ушло главное. Правда, на выставке умельцев района, где я периодически участвую, одна женщина просто влюбилась в эту кошечку и уговорила меня ей продать.

Я тут же поинтересовался, а нельзя ли сделать из этого хобби маленький бизнес? Ольга Сергеевна сомневается. Не так это востребовано, чтоб на поток ставить. Хотя в Интернете люди продают свои изделия, ведь это ручная работа, которая во всем мире ценится высоко.

– К тому же жажда выгоды может убить творчество и удовольствие от процесса. А для меня радость душевная важней практической выгоды. Одна моя знакомая попросила, чтоб я ей фиолетового дракончика сделала, ей этот цвет нравится очень. Я долго возилась. У меня много времени ушло на это чудо-юдо. А когда принесла ей на работу, она так радовалась! Видеть такие эмоции гораздо приятней, чем лишнюю денежку в карман положить.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх