НА ОДНИХ ЯБЛОКАХ ЭКОНОМИКУ НЕ ПОСТРОИШЬ
«Наше сельское хозяйство развивается как-то однобоко, на мой взгляд, не совсем правильно», — заявил недавно кандидат сельскохозяйственных наук, фермер Фёдор Аполохов. И пояснил: большинство моих знакомых фермеров многие годы выращивают ячмень и пшеницу и ничем другим заниматься не хотят. А что? Осенью положил в почву семена, весной подкормил, обработал посевы против болезней и вредителей и жди, когда урожай созреет. Если год оказался благоприятным, ты на коне. А если ещё и цена на зерно подрастёт, то тут уж и вовсе всем хорошо.
Об одном забывают мои коллеги: земля ошибок не прощает. А они, эти ошибки, повторяются из года в год. Разве это нормально: по три года подряд сеют пшеницу по пшенице. К чему это приведёт, известно. Мы живём в зоне деградированных чернозёмов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что на Ставрополье часто напоминает о себе так называемый Армавирский коридор. Ветровая и водная эрозия почв – настоящий бич для здешних земледельцев. Когда-то с этим явлением в крае боролись. Разработанная академиком Вильямсом травопольная система земледелия, при которой часть пашни занимали многолетними бобовыми и злаковыми травами, восстанавливающими и повышающими плодородие почвы, была настоящей палочкой-выручалочкой. Сегодня о травопольной системе редко кто вспоминает, хотя она не потеряла своей значимости.
Сам Фёдор Фёдорович выращивает саженцы плодовых деревьев. Мечтает возродить в Ставропольском крае персиковые сады. Ему приятно, что власти региона взялись за возрождение садоводства. Это, говорит он, очень хорошее дело. Но и здесь невооружённым глазом ему видится явный перекос, однобокость. Почему возрождаются в основном яблоневые сады? А почему не сажают грушу, которая в крае прекрасно себя чувствует? И почему о косточковых забыли? Фактически полностью исчезли персиковые насаждения. В крае очень мало черешни, вишни и сливы.
-На мой взгляд, было бы правильно, если бы 50 процентов садов занимали семечковые и столько же – косточковые деревья. Я убеждён: на одних яблоках экономику не построишь.
А ещё фермер считает, что рано или поздно нам придётся всерьёз заняться лесополосами. Посаженные ещё во времена Сталина, лесополосы состарились. Многие из них уже погибли, стали рассадниками сорной растительности. А вспомнил он о них не случайно. Лесополосы и сегодня должны выполнять возложенные на них функции. Только возрождать их тоже надо с умом. И пример надо брать с китайцев. Они переняли наш опыт, тоже посадили лесополосы. Но если наши полосы превратились в рассадники сорной растительности, у китайцев в них растёт чёрная смородина, под каждый куст подведено капельное орошение. А мы об этой очень полезной ягоде совсем забыли. Исчезла она из наших садов. Поэтому и на рынках края смородина едва ли не самая дорогая ягода.
-Я считаю, — говорит Фёдор Фёдорович, — пришла пора переходить на биологический способ ведения сельского производства. Учёные считают, что до 40 процентов химических препаратов можно без ущерба для урожая заменить биологическими средствами. И уже появились в нашей стране регионы, которые провозгласили биологизацию одним из важнейших элементов аграрной политики. Среди этих регионов есть Белгородская и Воронежская области, Краснодарский край и Татарстан. Очень бы хотелось, чтобы и Ставропольский край оказался вместе с этими регионами. Тем более что сторонников у биологизации в крае с каждым днём всё больше. В крае есть фермеры, которые для повышения плодородия почвы и увеличения в ней гумуса используют сидераты. Напомним, что сидераты – это растения, которые дают большой прирост зелёной массы и используются в качестве удобрений. Очень часто в качестве сидератов используются белая горчица и масличная редька. Они дают много зелёной массы, забивают сорняки и после них можно сажать такие культуры, как картофель, лук, томаты и многое другое. Очень эффективны в качестве сидеральных культур бобово-злаковые смеси, которые обогащают почву гумусом и азотом. Благодаря высокому содержанию азота сидераты ускоряют структуру компоста.
По мнению Фёдора Аполохова, конечной целью процесса биологизации является получение экологически чистой органической продукции. Не за горами время, когда век химизации закончится. Слишком много вреда наносит она человеку. Когда-то около хлебных полей в больших количествах водились перепёлки. Их весёлый «разговор» можно было услышать и утром и вечером. Сегодня перепёлок в полях не встретишь. А сколько зайцев и другой дичи водилось в полях и лугах. Их тоже почти не осталось.
Зато появился термин – «регрессия почвы». Что он означает? Многое. Это когда падает активность почвенных организмов, замедляется утилизация растительных остатков, ухудшается природное питание растений. И как стихийное бедствие — всё чаще возникают ландшафтные пожары. И всё это – результат однобокого ведения сельского хозяйства.
Николай ШЕБАЛКОВ
Фото pixabay.com