ЕСТЬ У РЕСТАВРАЦИИ НАЧАЛО…
Почему арендатор остановил работы на «замке с привидениями»?
Красивый особняк в Ставрополе на улице Барятинской (ныне Комсомольская) в 1914-м году построил купец Волобуев. Построил он его для своей дочери. Потом там квартировал другой предприниматель, мельничный «олигарх» Ага-Балы Гулиев. Встречался в этом доме с любовницами. Поскольку архитектура строения была необычно интересной, с элементами готики, его стали называть замком. В доме-замке после революции 1917-го года размещались разные учреждения и организации.
Почему-то история этого особняка оказалась связана с какими-то нехорошими событиями. В Гражданскую войну белые там расстреляли группу красных, потом в замке работали чекисты, разбирались там с «врагами народа». После войны в доме располагалась туберкулезная лечебница. Когда там «поселились» привидения, откуда появились такие слухи — точно уже никто не помнит, но вот закрепилась такая «слава» за домом на улице Комсомольской, 100, и его стали называть замком с привидениями.
В последние десятилетия «дом с привидениями» стал пристанищем для бомжей — здание пришло в аварийное состояние и опустело, люди его покинули, и, как оказалось, надолго. Обитавшие там бродяги порой устраивали пожары. С каждым годом здание всё больше приходило в негодность, разрушалось.
Пока, наконец, в конце 2016 года не нашелся предприниматель, который готов был за свои средства отремонтировать-отреставрировать, сохранив внешний вид, замок и использовать его как коммерческий объект. Виталий Сидько заключил договор об аренде здания на 49 лет (за символическую плату 9 тыс. рублей в год) с собственником – ГУП «Ставкрайимущество» — и приступил к реставрации. Фасад собирались восстанавливать по старинным рисункам и фотографиям. Стоимость реставрационных работ оценили в 36 млн рублей. Какие-то подготовительные работы были выполнены, но на этом дело остановилось. Уже давно никаких строителей на объекте не видно. Тогда как реставрация особняка должна завершиться в конце следующего года. В чем же дело?
Бюрократия или …?
— Мы со своей стороны сделали демонтаж старых конструкций, вывезли мусор, залили пол на первом этаже, провели электричество, воду и канализацию. Потратили на это 2,5 млн рублей. А собственник, согласно договору, должен был перевести объект из жилого в коммерческий, но этот пункт так и не выполнил, — рассказал «СГВ» арендатор Виталий Сидько. – И, похоже, что не собирается этого делать. Но мне не нужно это здание как жилое, я там жить не собираюсь. Хотел на первом этаже устроить ресторан, а на втором – гостиницу.
Виталий Сидько предполагает, что дело, скорее всего, даже не в бюрократической волоките. Вероятно, после того как он провел подготовительные работы, и можно начинать следующий этап реставрационных работ, объектом заинтересовался какой-то другой инвестор.
— Два с половиной миллиона рублей я уже потратил, потрачу еще 10 миллионов, а потом у меня все равно под каким-то предлогом заберут объект, — высказывает свои опасения Виталий Сидько.
В ФАС и в суд
В связи с этой ситуацией арендатор обратился в Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы, хочет вообще расторгнуть договор, потому что не видит смысла продолжать проект. Планирует обратиться и в суд. Готов даже забыть о потраченных средствах, лишь бы выйти из этого дела.
Теперь собственником дома является министерство имущественных отношений СК, которому ГУП после преобразования в ГБУ (государственное бюджетное учреждение) передал объект. В течение прошлой недели «СГВ» пытались получить комментарий у кого-то из представителей минимущества. В конце концов нам ответили, что разговор не телефонный. Предложили отправить запрос от редакции на имя руководителя ведомства. Так что продолжение следует.
Владимир ФИЛАТОВ
Фото Виктора Нестеренко
МЕЖДУ ТЕМ
Кто такой Александр Иванович Барятинский, именем которого раньше называлась улица Комсомольская? Князь, генерал-фельдмаршал, видный военный и государственный деятель. Являлся царским наместником на Кавказе. Он был и главнокомандующим войсками на завершающем этапе Кавказской войны, пленил имама Шамиля. В годы своего «полномочного представительства» осуществил ряд мер по хозяйственно-экономическому развитию Северного Кавказа, в том числе и Ставропольской губернии.