№ 17 (3696) 02.05.2018

ВЫХОД В СТЕНУ

Ставропольская Дума обсудила пожары и паводки

В прошедший четверг очередное заседание Думы СК проходило в несколько необычном формате. Первым пунктом повестки был «Правительственный час», посвященный двум наиболее актуальным темам.

Первая связана с наступлением на Ставрополье периода паводков, вторая – с недавней трагедией в Кемерово, где дотла сгорел торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня». Полное название тем звучало так: «О мерах по подготовке и обеспечению безопасного прохождения паводкового периода 2018 года на территории Ставропольского края» и «Об обеспечении пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей в Ставропольском крае».

Состав приглашенных на заседание также был довольно необычен. Помимо представителей исполнительной власти, министерств и ведомств, были приглашены владельцы ставропольских торгово-развлекательных центров (ТРЦ).

Бесхозные объекты

По первой теме доклад делал глава министерства природных ресурсов СК Андрей Хлопянов. Он подчеркнул, что Ставрополье, несмотря на репутацию «степного края», в то же время входит в пятерку наиболее проблемных с точки зрения паводков регионов России. В связи с этим в крае реализуется большой противопаводковый план, рассчитанный на период до 2020 года, с бюджетом в 3 миллиарда рублей.

В крае огромное количество гидротехнических сооружений, у которых нет хозяев (министр назвал цифру в 1300 объектов). Находясь в запущенном состоянии, они сами по себе представляют большую угрозу в случае форс-мажорных обстоятельств.

Депутат Алексей Назаренко спросил у министра, что происходит с водной юрисдикцией Ставропольского края. Чья это зона ответственности: Кубанского или Западно-Каспийского бассейнового водного управления? Хлопянов ответил, что с января этого года Ставрополье разделено между двумя этими управлениями по реке Кума. Однако министр не видит в этом особой проблемы, продуктивная работа продолжается с обоими управлениями в штатном режиме.

На вопрос о сроках решения проблемы с бесхозными гидросооружениями он сообщил, что все определено относительно 20-ти из них, и пожаловался, что более быстрые темпы нахождения хозяев сооружений тормозятся самой процедурой, которая может длиться полтора-два года.

В ходе дискуссии выяснились некоторые интересные подробности. Например, многие пруды находятся выше уровня близлежащих поселений, и в случае опасности паводка их необходимо осушать. Однако бывали случаи, когда такая инициатива местных органов самоуправления кончалась для них плачевно – составлением протокола по жалобе арендаторов водоемов.

Торжество бюрократии

В то же время возмущение арендаторов поднятием арендной платы министр объяснил элементарным незнанием того, что все водные ресурсы находятся под контролем федерального центра, который и устанавливает размеры платы. Депутат Юрий Белый, в свою очередь, покритиковал самих арендаторов, заявив, что все наводнения у нас «рукотворные»: арендаторы зарабатывают на водоемах, но совершенно не заботятся о состоянии дамб.

Начальник ставропольского отдела Кубанского управления Геннадий Долинский пожаловался на несовершенство финансирования необходимых противопаводковых мероприятий из-за крайней забюрократизированности этого процесса. Деньги выделяются из Москвы после долгой процедуры, связанной с огромным количеством документов.

Долинский заявил, что краю остро необходимо воссоздать местный Водный фонд, который существовал с 1998 по 2004 год. Сейчас, по его словам, Ставропольский край находится на втором месте в России по «водным» платежам в федеральный бюджет, а вовремя получить деньги оттуда остается проблемой.

В принципе, паводковыми вопросами на местах должны заниматься самоуправления, но у них в бюджетах даже не предусмотрена соответствующая статья расходов. Оперативно отреагировать на ситуацию у них нет возможности. Соответствующие работы денежно неподъемны также из-за абсурдного требования вывозить грунт чуть ли не за 100 километров, так как он почему-то входит в категорию «особо опасных» отходов.

Соседи получают больше

Резкое недовольство депутаты высказали по поводу несправедливого распределения финансовых потоков в СКФО. По их мнению, край отдает в виде «водного налога» много, а получает из федерального бюджета гроши, в то время как у соседей по СКФО все ровно наоборот. Особенно эмоционально выступил депутат Юрий Гонтарь, который вспомнил страшное наводнение 2002 года, в результате которого были не только обширные разрушения, но и человеческие жертвы. И теперь вот в 2017 году все повторилось опять. Слава Богу, на этот раз обошлось без жертв, но сколько будет продолжаться безобразие с недофинансированием совершенно необходимых мер безопасности, возмутился депутат.

Геннадий Долинский сообщил, что такая же проблема у Краснодарского края, где готовятся документы для обращения в федеральный центр, и призвал ставропольских депутатов также присоединиться к требованиям кубанцев: тогда, мол, в Москве с большей вероятностью к ним прислушаются.

Вопрос о пожарной безопасности в местах массовых скоплений людей тоже вызвал бурю эмоций. Депутаты надеялись на приход в Думу владельцев ТРЦ, во многих из которых были обнаружены грубые нарушения пожарной безопасности. Но…почти все их места с именными табличками пустовали.

Сергей Москвитин, замначальника ГУ МЧС России по СК, подчеркнул, что после трагедии в Кемерово резко ужесточились правила. Надзорные органы получили дополнительные полномочия инспектирования таких объектов, в том числе в отсутствие хозяев.

Последний звонок

В Ставропольском крае было проинспектировано около 550 объектов и выявлено почти 4500 нарушений. 11 больших ТРЦ были закрыты, три сейчас вновь открылись после устранения недостатков.

Виктор Гончаров похвалил Москвитина: «хорошо доложил», но затем вытащил фотографии и показал залу со своими пояснениями: это прислали ему из Железноводска. На фото – ТРЦ, где пожарный выход представляет из себя жалюзи, открыв которые можно убедиться, что за ними – просто стена. «Гидранты» этого ТРЦ – обрезанные трубы, которые ни к чему не присоединены.

После всех этих демонстраций слово было предоставлено лидерам всех четырех думских фракций, которые, в принципе, сошлись во мнении: ситуация не радует. Для борьбы с паводками нужно добиться, чтобы водный налог оставался в крае, и воссоздать Водный фонд. Что касается опасности пожаров, то нельзя поддаваться кампанейщине, а следует вести постоянную работу и выяснить имена, прежде всего, тех, кто ставил свои подписи под разрешительными бумагами при наличии серьезных нарушений. А практически проигнорировавших заседание приглашенных владельцев ТРЦ депутаты предупредили: для тех, кто не исполняет законы, уже прозвучал «последний звонок».

Александр ШЕГЕДИН

Фото Виктора Нестеренко

Наверх