ДВА ОТКРЫТИЯ РЯЗАНОВА
Они совершенно разные по характеру, по образу жизни, по реакции на окружающий мир. И в то же время у них много общего: оба снимались в одних и тех же фильмах Эльдара Рязанова и стали его открытием, оба, обладая удивительнейшим талантом, не сразу связали себя с искусством, а сначала овладевали далекой от него профессией и, наконец, оба только что отметили восьмидесятилетие, Андрей Мягков – 8 июля, Лия Ахеджакова – 9-го.
Приводил зрителей в восторг
Мальчик, родившийся в Ленинграде в интеллигентной семье, был послушным, уступчивым. Он не хотел идти по стопам родителей, но все-таки по их настоянию поступил в Технологический институт. Отец Андрея, доцент этого вуза Василий Дмитриевич Мягков, и мать, Зинаида Александровна, инженер-механик полиграфического техникума, считали такое образование самым подходящим для сына – ведь у химии большие перспективы. Андрей получил диплом и даже поработал некоторое время в Институте пластических масс.
Однако увлечение театром не покидало его, и он продолжал участвовать в студенческом драмкружке. Однажды на спектакле «Лесная песня» присутствовал один из педагогов Школы-студии МХАТ, он заметил талантливого исполнителя и предложил ему поучиться у них. Андрей легко сдал экзамены и все четыре года учился с большим интересом. Его актерские способности были настолько яркими, что по окончании вуза Мягкову сразу предложили работу в престижном «Современнике».
Его дебютом стал Дядюшка в спектакле по повести Достоевского «Дядюшкин сон». Молодой Мягков, как говорили, «приводил зрителей в восторг» исполнением этой роли. Как-то на спектакле побывал кинорежиссер Элем Климов, которого артист тоже привел в восторг, и он предложил Андрею главную роль в своем фильме «Похождения зубного врача». Тот охотно принял предложение, но кинодебют не оставил у него сильного впечатления, и Мягков продолжал с успехом выступать на театральной сцене. Обладая способностью перевоплощения, он создавал образы, совершенно не похожие друг на друга, играя в таких пьесах, как «На дне», «Борис Годунов», «Горе от ума», «Обыкновенная история», «Дядя Ваня», «Балалайкин и К»… В короткое время Мягков снискал себе славу выдающегося драматического артиста и как будто даже не помышлял больше о кино. Но вот однажды…
Любимые персонажи
Знаменитый Иван Пырьев, начавший снимать фильм по роману Достоевского «Братья Карамазовы», искал артиста на серьезную драматическую роль Алеши. Мягков легко прошел пробы и создал прямо-таки классический образ. В результате через четыре года после дебюта, состоявшегося еще в 1965-м, Мягков вернулся в кинематограф. Его Алешу заметили другие режиссеры и стали приглашать в свои фильмы. Он сыграл Хлебникова в «Гроссмейстере», Аркадия Гайдара в «Серебряных трубах», Нечаева в «Нежданном госте»… Но «открыл» его для зрителей, сделал суперпопулярным Эльдар Рязанов.
В 1974 году он, уже широко известный благодаря своей «Карнавальной ночи», задумал воплотить в жизнь давнюю идею – создать фильм по пьесе, написанной им совместно с Эмилем Брагинским некоторое время назад, которая шла в нескольких театрах страны и пользовалась успехом. Желание режиссера снять фильм о «заблудившемся хирурге» на «Мосфильме» не поддержали, но он нашел союзников в Гостелерадио.
Начались поиски исполнителя главной роли – Жени Лукашина. Сначала Рязанов попробовал Олега Даля, но пробы показали, что он недостаточно мягкий для этого образа. Пробовали Петра Вельяминова, Андрея Миронова, Станислава Любшина – Рязанов отверг и их пробы. Тогда одна из ассистенток предложила ему Мягкова, которого видела в спектаклях. Рязанов долго сомневался, сможет ли этот драматический артист внести комическую струю в образ, но после нескольких проб согласился. И оказалось, что никто другой не смог бы представить Лукашина таким неоднозначным и притягательным, как это сделал Андрей Мягков. Сам он потом признавался, что у него нет ничего общего с его героем – он не пьет и баню не любит. Но таково было искусство перевоплощения, что зрители прочно соединили роль и исполнителя. Мягкову за нее было присвоено звание заслуженного артиста. Теперь трудно себе представить, что «эту пропаганду супружеских измен и пьянства» не хотели выпускать на экран, но когда ее посмотрел и оценил Брежнев, разрешение было получено. В 1977 году комедийная лента «Ирония судьбы, или С легким паром» была отмечена Госпремией СССР. И вот уже в течение многих лет ее показывают на российских экранах под Новый год.
У Рязанова была такая особенность: он формировал группу из проверенных им артистов и работал с ними в последующих своих фильмах. Мягков прочно вошел в эту «обойму». И когда потребовался исполнитель на роль Анатолия Новосельцева, мелкого служащего, мягкого человека, обремененного двумя детьми, в некотором роде даже недотепы, в фильме «Служебный роман», Рязанов никого и не искал, предложил ее сразу Мягкову. Вместе с Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Светланой Немоляевой и другими, естественно, под руководством выдающегося режиссера, Мягковым был создан очередной кинематографический шедевр, за который он получил звание народного артиста СССР.
Позднее Андрей Васильевич сыграл у Рязанова роль Хвостова в «Гараже», Карандышева в «Жестоком романсе», персонажей в лентах других режиссеров («Гонки по вертикали», «От зарплаты до зарплаты», «На Дерибасовской хорошая погода»…), но, как считают критики и зрители, затмить Лукашина и Новосельцева даже ему самому не удалось.
Одна на всю жизнь
Как и многие другие, Мягков со съемочной площадки возвращался на сцену. Вслед за Олегом Ефремовым перешел во МХАТ вместе с женой артисткой Анастасией Вознесенской, которая тоже работала в «Современнике». Они как поженились еще в студенчестве, никогда не расставались. Она снялась в нескольких фильмах, но не стала так же известна, как муж. Зато ей досталась счастливая доля единственной, горячо любимой женщины. Вот уже более 50 лет Андрей Васильевич готов сделать для нее все что угодно. Настя заскучала, не находя хороших книг для чтения, и муж «взялся за перо». Он написал три романа, где действует детектив под псевдонимом Сивый Мерин. Знатоки высоко их оценивают за умение плести интригу. Детей у супругов нет, и свою любовь они отдают ученикам Школы-студии, где прежде и сами учились, а в остальное время ведут спокойный уединенный образ жизни. Еще Андрей Васильевич увлекается портретной живописью. В кино сниматься не хочет, объясняя это так: «Мы бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию».
Путь к мечте
В отличие от коллеги Лия Ахеджакова, которая тоже снималась у Рязанова в «Иронии судьбы», в «Гараже», в «Служебном романе», считает своим долгом откликаться на спорные вопросы нашей жизни, у нее есть свое политическое кредо, не всегда совпадающее с общепринятым. И в личной жизни у нее было не все гладко. Понадобились три брака, прежде чем она обрела душевный покой.
Первым ее мужем стал Валерий Носик. С ним она познакомилась еще во время учебы в ГИТИСе, когда подрабатывала игрой на сцене ТЮЗа, где он работал. Муж любил погулять с друзьями, она подозревала его в изменах, и брак распался. Второй раз Лия вышла замуж за талантливого художника, но совершенно не приспособленного к быту Бориса Кочейшвили, к тому же он не умел или не хотел идти на компромиссы. После развода с ним Лия больше десяти лет жила одна, а в 2001 году, когда ей было уже за 60, вышла замуж за Владимира Персиянинова, фотографа, сотрудничающего с различными СМИ. Уже 17 лет они живут в полном согласии.
Казалось, личные неурядицы не отражались на творчестве актрисы. Что бы ни случилось дома, Лия Ахеджакова блистала на сцене ТЮЗа, в котором проработала 16 лет! А иначе и быть не могло, ведь она с детства мечтала стать актрисой. Девочка родилась в Днепропетровске у украинской актрисы. Кто был отцом, неизвестно, но отчество и фамилию Лия получила от отчима Меджида Салеховича Ахеджакова, главного режиссера Адыгейского театра им. Пушкина, который увез Юлию Александровну и дочь в Майкоп. Тогда Лие было четыре года, она росла за кулисами и мечтала о театре. Родители, познавшие все «прелести» провинциальной сцены, не желали и слышать об этом. Лия и сама видела, как тяжело им приходилось работать: они мотались по селам со спектаклями и концертами, играли в продуваемых и не отапливаемых залах, Юлию, больную туберкулезом, затягивали в корсет, чтобы она могла выступить в роли леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь», хотя ей и без того было трудно дышать. Такой судьбы родители дочери не хотели, они желали, чтобы она получила более надежную профессию. Пришлось девушке поступить в Московский институт цветных металлов и утешаться тем, что можно было посещать драмкружок. Она проучилась там больше года и все-таки оставила институт, чтобы сдать экзамены в ГИТИС, который успешно окончила в 1962 году. Напрасно родители так опасались за ее судьбу — талантливую актрису не отправили в провинцию, а распределили в Московский ТЮЗ с амплуа травести! Первая же ее роль в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество!» была хорошо принята зрителями и коллегами. Ахеджакова стала ведущей актрисой этого театра, но затем перешла в «Современник», где работает до сих пор. О ее способностях говорит тот факт, что в спектакле «Квартира Коломбины», поставленном Романом Виктюком, ей пришлось играть сразу четыре роли!
Великая актриса эпизода
Ее первым фильмом стала лента «Возвращение», где Лия сыграла мальчика. Такую же крошечную роль она получила и в киноистории «Ищу человека», вышедшей в 1973 году. Здесь рассказывается о том, как Аллочка Кузнецова ищет мать, которую потеряла во время войны. Актриса вложила в образ столько чувства, сделала его таким трогательным, что была удостоена приза на VIII Международном смотре фильмов в Болгарии за лучшее исполнение женской роли, а также на Международном фестивале в Италии.
Но по-настоящему знаменитой в кино ее сделала небольшая роль подруги главной героини в фильме Рязанова «Ирония судьбы», а спетая ею песня «Платочки белые, глаза печальные» стала чем-то вроде визитной карточки. И это было второе открытие, сделанное именитым режиссером в фильме, ставшем невероятно популярным. Эпизодическую роль предложил Ахеджаковой Рязанов и в «Служебном романе». Эксцентричная и знающая все обо всех секретарша «мымры» Верочка была ярким представителем юного поколения своего времени, а ее исполнительница продолжила триумфальное шествие по экранам. «Гараж», «Небеса обетованные» (Ахеджакова получила приз «Ника» за роль второго плана), «О бедном гусаре замолвите слово», «Старые клячи», «Сукины дети», «Изображая жертву», «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны», «Отпуск за свой счет», «По секрету всему свету»… Всего более 30 фильмов с ее участием, и везде роли второго плана, которые благодаря таланту актрисы порой затмевали героинь. За Ахеджаковой закрепилась слава великой актрисы эпизода, которой удавалось соединить в своих героинях боль и смех. Она обладает редким даром трагикомической актрисы. Именно это высоко ценит в ней режиссер «Современника» Галина Волчек, которая ставит народную артистку РФ Ахеджакову в один ряд с Джульеттой Мазиной и Чарли Чаплиным, она говорит: «Ее уникальность – в не наигранном, не придуманном, а натуральном соединении смешного и драматического».
Встречи на экране и с Лией Ахеджаковой, и с Андреем Мягковым стали редки, но зрители по-прежнему любят этих замечательных артистов и всегда готовы смотреть фильмы с их участием.
Идиллия ДЕДУСЕНКО.