ХОРОШО ЖИТЬ МОЖНО ВЕЗДЕ
Поработав в городе, станичник вернулся на свою малую родину и об этом не жалеет
Евгений Маковкин по образованию юрист. После окончания вуза попробовал зацепиться за город. Работал в одной юридической фирме, где платили мало. Подумывал открыть свое дело, но проанализировав ситуацию, понял, что конкуренция на рынке юридических услуг в Ставрополе огромная, вряд ли он, без опыта и связей, сможет обеспечить своей семье приличный достаток. Принял решение вернуться на свою малую родину в станицу Расшеватскую. Здесь он открыл юридическую практику. Недостатка в клиентах нет, особенно много обращений по земельным проблемам. Со временем Евгений зарегистрировал еще и фермерское хозяйство, объединив земельные паи родственников. Чувствует себя на земле предков великолепно, о былой жизни в городе не тоскует.
Этот трудный земельный вопрос
Евгений хоть и родился в Казахстане, где служил его отец, считает себя расшеватским и по крови, и по духу. Его родители родом из станицы, вернулись потом на родину предков, привезя туда и сына, которому было 12 лет. Так что формировался Женя как личность в Расшеватской, впитав в себя ее особый казачий дух. И жена его – тоже местная. Где ж еще жить, если не на родной земле?
— Если в краевом центре юридических контор десятки, то в нашем Новоалександровском районе их по пальцам можно перечесть. А когда я начинал, нас вообще на район было двое. Сейчас у меня уже наработан опыт, есть постоянные клиенты, так что я конкуренции не боюсь, — рассуждает Евгений, — а вообще, работать на себя – это здорово. У моих родителей в станице два магазина, я им с детства помогал, поэтому давно понял, что быть хозяином своего дела гораздо приятней, чем работать по найму. Да, это ответственность, риск, но когда ты понимаешь, что именно от тебя зависит твое благосостояние, твой социальный статус, ты начинаешь уважать себя. Для мужчины – это первейшее дело. А если у него еще и казачьи корни!
Клиенты у Евгения живут не только в Расшеватской, по большому счету, он работает по всему району. Здесь есть очень хорошее сельхозпредприятие «Родина», но и много фермеров. Между этими двумя центрами силы идет конкуренция. Это хорошо. Но порой руководитель колхоза Виктор Григорьевич Дубина не прочь и придавить конкурентов, пользуясь своим авторитетом в районе. Поэтому хозяйственных споров, которые, как правило, связаны с землей, в Расшеватской хватает. Особенно в последние два года, когда заканчиваются договоры аренды земли и заключаются новые. Многие станичники хотят забрать свои паи, чтобы передать их фермерам, у которых условия аренды лучше, чем у СХП. Практически ни один человек просто так из колхоза не ушел, приходится преодолевать сопротивление руководителя.
— Мы стараемся до суда дела не доводить, — говорит Евгений, — приводим свои контраргументы на доводы колхозного руководства и, как правило, убеждаем в своей правоте.
Есть примеры, когда люди забирают свои паи в «Родине» не только для того, чтобы передать фермерам, но и сами хотят работать на своей земле.
— Это лукавство, когда руководители крупных хозяйств утверждают, что на небольшом участке нельзя заниматься зерновыми, так как здесь невозможно соблюсти севооборот, — говорит Маковкин, — очень даже можно. В Расшеватской много фермеров, у которых земли по 50-60 гектаров, и они получают отличные урожаи до 70-80 центнеров с гектара. Если семья из 3-4 человек имеет такой участок, она может нормально жить. Да я на своем примере могу это доказать, так как с недавних пор тоже стал фермером, собрав паи своих родственников.
И немножечко фермер
Маковкин приобрел четыре пая на сбережения от юридической деятельности, присоединил к ним три пая родственников. Вот тебе и фермерское хозяйство. Все здесь организовано по уму, соблюдаются и севообороты, только все в миниатюре. Для такого мини-хозяйства и покупать свою технику не надо. Ее Маковкин арендует на время сельхозработ у фермеров-соседей. Выгодно ему, и фермерам лишняя копейка. Они же выступают и в роли консультантов, постепенно образовывая начинающего земледельца. К тому же тесть Евгения агроном, он всегда готов помочь зятю. Итогом такой работы стал отменный урожай в этом году – 83 центнера с гектара. Даже для благодатного Новоалександровского района это очень хороший результат.
В итоге получается, что от двух маленьких бизнесов семья Маковкиных имеет хороший достаток, который позволяет жить достойно. Имел бы Евгений такие средства в городе – большой вопрос.
— Я давно пришел к выводу, что в сельской местности можно жить даже лучше, чем в городе, и никакой ущербности в сельском образе жизни нет. Уж во всяком случае для Ставрополья, где неплохо развита инфраструктура, эта формула работает. Связь в большинстве сел у нас нормальная, дороги вполне сносные. Если у тебя есть машина, интернет, ты открыт всему миру. Езжай, куда хочешь, общайся, с кем хочешь, какие проблемы? – рассуждает Евгений.
По его словам, главная сложность в городе – дороговизна жилья. Особенно тяжело зацепиться там сельской молодежи. Если работу найти еще можно, то накопить на жилье трудно. Если берешь ипотеку, то полжизни будешь работать на нее. А в селе купить приличный домик легче. Даже менее развитую инфраструктуру можно обернуть в плюсы. Это потенциальная возможность развивать свой маленький бизнес в сфере услуг, которых не хватает односельчанам. Тому прекрасный пример его собственная судьба.
А земля? Даже 10-30 соток приусадебного участка при умелом подходе можно превратить в доходное дело. Например, поставить теплицу или заложить интенсивный сад. Кстати, интенсивные сады сегодня активно пропагандирует краевое правительство, даже гранты под них выдает.
— Земля – это главная ценность сельской местности. Она кормила людей тысячи лет, накормит и сегодня. Только не ленись! Мне, например, в станице комфортно и другой судьбы я не желаю.
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото winogradow.livejournal.com и автора